Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Калинка" (далее - Заявитель) на действия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на поставку предназначенных для поддержания систем организма человека изделий, предусматривающую встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию, модернизации, освоению их производства на территории города Москвы (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001422002183) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно объединивших в предмет одного контракта поставку медицинских изделий разных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (далее - НКМИ) по видами, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н (далее - Приказ N 4н).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.01.2023.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 11 800 749 455,49 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы, КБК - 148100304В0300100323;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.12.2022;
6) на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединена в предмет одного контракта поставка медицинских изделий разных видов в соответствии с НКМИ по видам, утвержденной Приказом N 4н.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) установлены условия, при которых при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с НКМИ по видам, утвержденной Приказом N 4н.
В соответствии с Извещением при исполнении обязательств по контракту предусмотрена поставка предназначенных для поддержания систем организма человека изделий, а именно подгузников для взрослых, пеленок впитывающих (далее - Товар), а также встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию, модернизации, освоению их производства на территории города Москвы.
По мнению Заявителя, медицинские изделия подгузники для взрослых (код НКМИ - 320550) и впитывающие пеленки (код НКМИ - 280360) являются разными видами медицинских изделий в соответствии с НКМИ по видам, утвержденной Приказом N 4н, в связи с чем не могут быть предметом одного контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Конкурс осуществляется в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе, которой установлены особенности осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объектом проведения Конкурса не является прямая поставка товара, в связи с чем положения Постановления N 620 не могут быть применены, так как условием исполнения контракта является привлечение инвестиций поставщика в объеме не менее 300 млн руб. для создания, модернизации, освоения производства и выпуска на этом предприятии собственной продукции.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе участник закупки в составе заявки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения Постановления N 620 в рассматриваемом случае, поскольку необходимым условием для подтверждения соответствия медицинского изделия требованиям заказчика на этапе подачи заявки, является регистрационное удостоверение.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, факт отсутствия на момент подачи заявки выпускаемого в рамках исполнения контракта медицинского изделия исключает необходимость предоставления в составе заявки участника закупки регистрационного удостоверения.
Комиссией ФАС России установлено, Извещением не предусмотрено требование к составу заявки о предоставлении участником закупки документа, подтверждающего соответствие Товара, поскольку в соответствии с пунктом 8.4.2 проекта контракт Извещения копия регистрационного удостоверения на Товар предоставляется поставщиком при поставке Товара после создания, модернизации, освоения производства Товара на территории города Москвы.
Также пунктом 3.6.1 проекта контракта Извещения установлены требования к регистрационным удостоверениям на выпускаемые в рамках исполнения контракта Товары.
При этом в соответствии с подпунктом "з" пункта 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, в заявлении на регистрацию медицинского изделия указывается вид медицинского изделия в соответствии с НКМИ.
Изучив Извещение, а также описание объекта закупки, Комиссия ФАС России установила, что при формировании Извещения код вида Товара в соответствии с НКМИ также не указан.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, Комиссия ФАС России приходит к выводу о признании довода Заявителя необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком размещено разъяснение положений Извещения по запросу участника закупки от 12.01.2023 N РИ1 (далее - Разъяснение).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Разъяснение, вопреки положению части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит сведения об участнике закупки, от которого поступил запрос о даче разъяснения положений Извещения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом у Комиссии отсутствуют сведения о влиянии указанного нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем Комиссией принято решение предписание об устранении указанного нарушения не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Калинка" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 26.01.2023 по делу N 28/06/105-104/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2023 г. N 28/06/105-104/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023