Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Транс-Балт" (далее - Заявитель) на действия Комитета по строительству,
транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1 "ВР "Солнечный" - улица Боровая", N 2 "ВР "Солнечный" - поселок Первый", N 14 "озеро Святое - ВР "Солнечный", N 66 "поселок Первый - Мотордеталь" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0141600001022000631) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение);
2) ненадлежащим образом установившего в Извещении порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Наличие производственной базы" (далее - Детализирующий показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
3) ненадлежащим образом сформировавшего инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.01.2023.
Представители Заказчика на заседании Комиссии в части доводов Заявителя NN 1-2 не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 060 881 378,91 руб.;
4) источник финансирования - бюджет городского округа город Кострома;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.01.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 25.01.2023;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявок 3 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 26.01.2023;
10) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 30.01.2023;
11) по результатам рассмотрения вторых частей заявок 3 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения в части включения в максимальное количество транспортных средств резервное количество транспортных средств.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) установлено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с описанием объекта закупки Извещения максимальное количество транспортных средств - 52, включая резервное количество транспортных средств - не менее 7.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 23.12.2015 N 3872 Заказчиком определено максимальное количество транспортных средств по каждому маршруту.
При этом количество транспортных средств, необходимых для обслуживания муниципального маршрута с учетом резерва является максимальным количеством транспортных средств на муниципальном маршруте. Количество транспортных средств, необходимого для обслуживания маршрутов, равно количеству графиков и количеству резервных транспортных средств, используемого для замены основных машин в случае их вынужденного схода с линии по причине поломки, планового технического обслуживания и ремонта.
Учитывая изложенное, а также изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующему показателю N 1 Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу подпункта "б" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
Согласно подпункту "а" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 24 Положения устанавливается перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Разделом 3 порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено, в том числе следующее: "Оценивается наличие производственной базы, расположенной на территории г. Костромы и/или Костромского района".
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников Извещения документами, подтверждающими наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (производственной базы) являются:
1) выписка из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
2) договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
3) иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что требование порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 1 Критерия относительно наличия объекта недвижимого имущества не сопоставимо с объектом закупки.
Кроме того, требование порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 1 Критерия относительно наличия производственной базы, расположенной исключительно на территории г. Костромы и/или Костромского района не соответствует пункту 24 Положения, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и оценить заявки участников закупки, имеющих наличие производственной базы в иных субъектах Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Извещением срок начала исполнения обязательств по контракту с 01.07.2023, что позволяет потенциальным участникам Конкурса к сроку начала исполнения обязательств по контракту обеспечить наличие соответствующей производственной базы.
При этом описанием объекта закупки Извещения не установлено требование о наличии производственной базы на территории г. Костромы и/или Костромского района, в связи с чем условие порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 1 относительно наличия производственной базы на момент подачи заявки на участие в Конкурсе накладывает на участников дополнительные финансовые обязательства для целей участия в Конкурсе.
Подпунктом "а" пункта 30 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения устанавливается перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Разделом 3 порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения по детализирующему показателю "Количество водителей категории "D", чел." (далее - Детализирующий показатель N 2) Критерия установлено, в том числе следующее: "Предельное максимальное количество водителей - 30".
В соответствии с извещением срок исполнения обязательств по контракту 30.07.2030, при этом в соответствии с графиком движения транспортных средств количество транспортных средств составляет не менее 45.
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что требование порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 2 Критерия относительно установления предельного максимального количества водителей - 30 не соответствует пункту 24 Положения, поскольку не сопоставимо с объектом закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 30 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Положения:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения по Детализирующему показателю N 2 Критерия оценивается количество водителей категории "D", находящихся в штате участника закупки. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки водителей категории "D" (предоставляются на каждого водителя):
1) копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации,
2) копия водительского удостоверения категории "D".
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что требования порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 2 Критерия не соответствуют подпункту "б" пункта 30 Положения, поскольку нормы законодательства Российской Федерации не ограничивают участника закупки в предоставлении сведений в отношении специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Детализирующим показателям N 1, 2 Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирована инструкция по заполнению заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Извещение содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция), согласно которой заявка на участие в Конкурсе состоит из второй и третьей частей.
Вместе с тем согласно требованиям к содержанию и составу заявки Извещения заявка на участие в Конкурсе состоит из трех частей.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Конкурс проводится в соответствии с положениями части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе, при этом Заказчиком в Инструкции установлено, что заявка на участие в Конкурсе состоит из второй и третьей частей ввиду технической ошибки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно пункту 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Пунктом 10.5 проекта государственного контракта Извещения, установлено следующее: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Кроме того, пунктом 10.11 проекта государственного контракта Извещения установлено следующее: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Таким образом, изучив проект государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствующая редакции Постановления N 1042, действующей на момент публикации Извещения.
Кроме того, пунктом 6 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 10.10 проекта контракта Извещения за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением невыполнения подрядчиком объема работ, предусмотренных контрактом (отдельным этапом исполнения Контракта), подрядчик уплачивает штраф в размере 1000 рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта Извещения не содержатся положения по начислению размера штрафа в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 6 Правил.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транс-Балт" обоснованной в части пунктов 1, 3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 31.01.2023 по делу N 28/06/105-158/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2023 г. N 28/06/105-158/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023