Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ИПОПАТ" (далее - Заявитель) на действия Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам: N 3 "улица Борьбы - ВР "Солнечный", N 5 "ТЦ "Стометровка" - ВР "Солнечный", N 16 "Троллейбусное депо - микрорайон Паново", N 26 "Полиграфкомбинат - улица Борьбы", N 27 "поселок Новый - площадь Широкова", N 57 "поселок Малышково - улица Боровая" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0141600001022000630) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом установившего начальную (максимальную) цену контракта;
2) ненадлежащим образом установившего в Извещении порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.01.2023.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 091 697 364,77 руб.;
4) источник финансирования - бюджет городского округа город Кострома;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.01.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 25.01.2023;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 26.01.2023;
10) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 30.01.2023;
11) по результатам рассмотрения вторых частей заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлена начальная (максимальная) цена контракта.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
2.1. В соответствии с доводом Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Наличие производственной базы" (далее - Детализирующий показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу подпункта "б" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
Согласно подпункту "а" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 24 Положения устанавливается перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Разделом 3 порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено, в том числе следующее: "Оценивается наличие производственной базы, расположенной на территории г. Костромы и/или Костромского района".
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников Извещения документами, подтверждающими наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (производственной базы) являются:
1) выписка из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
2) договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
3) иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что требование порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 1 Критерия относительно наличия объекта недвижимого имущества не сопоставимо с объектом закупки.
Кроме того, требование порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 1 Критерия относительно наличия производственной базы, расположенной исключительно на территории г. Костромы и/или Костромского района не соответствует пункту 24 Положения, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и оценить заявки участников закупки, имеющих наличие производственной базы в иных субъектах Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Извещением срок начала исполнения обязательств по контракту с 01.07.2023, что позволяет потенциальным участникам Конкурса к сроку начала исполнения обязательств по контракту обеспечить наличие соответствующей производственной базы.
При этом описанием объекта закупки Извещения не установлено требование о наличии производственной базы на территории г. Костромы и/или Костромского района, в связи с чем условие порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя N 1 относительно наличия производственной базы на момент подачи заявки на участие в Конкурсе накладывает на участников дополнительные финансовые обязательства для целей участия в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Детализирующему показателю N 1 Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирован порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса, поскольку Заказчиком не правомерно установлен детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров, руб." (далее - Детализирующий показатель N 2) Критерия.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией установлено, что в соответствии с разделом 2 порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения Критерий содержит Детализирующий показатель N 2.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Детализирующий показатель N 2 Критерия установлен в соответствии с потребностью Заказчика, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения.
Учитывая изложенное, а также изучив порядок рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего Детализирующий показатель N 2 Критерия, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Решением ФАС России от 31.01.2023 по делу N 28/06/105-157/2023 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения части 4 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчику, комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание от 31.01.2023 по делу N 28/06/105-157/2023 об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе со сроком исполнения - 20.02.2023.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ИПОПАТ" обоснованной в части пункта 2.1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод в отношении ненадлежащего установления начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 31.01.2023 по делу N 28/06/105-157/2023, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 31.01.2023 по делу N 28/06/105-157/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2023 г. N 28/06/105-154/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023