В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 24-п от 19.01.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Оренбургского УФАС России), в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции: в отсутствие представителей сторон - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Соль-Илецкий психоневрологический интернат" (N 035320001890000004 от 18.01.2023 г., вх. N 552 от 19.01.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ФТД ПРОМСЕРВИС" (ИНН: 6678048988, в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку трусов (номер извещения N 0853500000322005557),
УСТАНОВИЛА:
18 января 2023 года в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступило обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Соль-Илецкий психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) (N 035320001890000004 от 18.01.2023 г., вх. N 552 от 19.01.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ООО "ФТД ПРОМСЕРВИС" (далее - Общество) (ИНН: 6678048988, в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку трусов (номер извещения N 0853500000322005557).
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-22/2023 от 19.01.2023 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на 25.01.2023 г. в 11 часов 00 минут.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом, необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено Обществу по адресу электронной почты: 3051972@bk.ru, указанному на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на Обществе.
Доказательств того, что указанный адрес электронной почты - заблокирован, и у Общества существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Адрес электронной почты, указанный в регистрационных данных Общества единой информационной системы в сфере закупок, является достоверным, поскольку при регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и при размещении закупки производится процедура идентификации участника, в том числе, посредством электронной цифровой подписи.
Кроме того, соответствующая информация размещена в Единой информационной системе. Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, Общества о дате рассмотрения дела уведомлено.
Таким образом, порядок уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела соблюден. На основании изложенного, а также с учетом имеющихся в материалах дела документов, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Представители Заказчика также не явились на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России, направив запрашиваемые документы.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, при этом установила следующее:
28.06.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение (с приложением) о проведении аукциона в электронной форме на поставку трусов (номер извещения N 0853500000322005557) (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 238 961,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 NИЭА1, Общество (идентификационный номер участника - 128) было признано победителем аукциона, с предложением о цене контракта 115 405,00 рублей, что на 51,7 % меньше начальной (максимальной) цены контракта.
18.07.2022 г. между Заказчиком и Обществом был заключен гражданско - правовой договор N 0853500000322005557 на поставку трусов Идентификационный код закупки - 222564600757856460100100920011414244 (далее - контракт).
Согласно положениям п. 1.1 контракта, Поставщик обязуется поставить трусы (далее - Товар), а Заказчик принять и оплатить Товар.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Договору), являющейся неотъемлемой частью Договора (п. 1.2 контракта).
Цена Договора составляет 115405,00 (Сто пятнадцать тысяч четыреста пять) рублей 00 копеек, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
При этом, согласно п. 3.1. контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 461549, Оренбургская область, Соль - Илецкий район, п. Шахтный, ул. Веселая, д.2, в течении 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Договора.
Настоящий Договор вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2022 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами (п.11.1 контракта).
Поставщик не менее чем за 3 (три) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Положениями контракта предусмотрено направление документа о приемке посредством ЕИС.
Между тем, в установленные сроки товар Обществом поставлен не был.
В соответствии с положениями п. 4.1.1. контракта, Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Договором и спецификацией.
Заказчиком 11.10.2022 г. Обществу было направлено требование (письмо N 1388 от 11.10.2022 г.) о поставке товара.
Товар поставлен не был. При таких обстоятельствах,
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 11.2. контракта, расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Договора не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия каких-либо действий Общества, направленных на исполнение контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в ЕИС и получено Обществом 23.11.2022 г.
05.12.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено гарантийное письмо, согласно которому отгрузка товара будет осуществлена до 10.12.2022 г.
В этой связи, 05.12.2022 г. Заказчиком принятое решение об одностороннем отказе было отменено.
Между тем и по состоянию на 29.12.2022 г. товар Заказчику Обществом поставлен не был. Таким образом, Общество неоднократно нарушило условия контракта, что привело к невозможности обеспечения получателей необходимым товаром.
Согласно п. 6.1. контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Договора.
29.12.2022 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду того, что товар так и не был поставлен Обществом.
Таким образом, принятие Заказчиком указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит положениям ч. 8 ст. 95, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Соответствующие сведения о принятом решении в Единой информационной системе были размещены Заказчиком 29.12.2022 г. Таким образом, с учетом положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, соответственно, Общество о принятом Заказчиком решении уведомлен надлежащим образом 29.12.2022 г.
Между тем, обязательства по контракту Обществом исполнены не были. После получения решения об одностороннем отказе, Обществом никаких действий не предпринималось.
09.01.2023 г. решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта вступило в силу.
Обращение о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков подано Заказчиком в антимонопольный орган 18.01.2022 г., а в соответствии с положениями ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", должно было быть подано не позднее 11.01.2022 г. Таким образом, в действиях Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, Однако, нарушений, влекущих невозможность рассмотрения данного обращения по существу, Инспекция Оренбургского УФАС России не усматривает.
При этом, разделом 8 контракта регламентированы действия сторон при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На стороне неисполнившей обязательства лежит бремя доказывания факта наличия форс-мажорного обстоятельства, так и прямой зависимости неблагоприятных последствий, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств контрагента, в зависимости от обстоятельств непреодолимой силы, которые не могут быть устранены в разумный срок.
Обстоятельства могут быть признаны непреодолимыми, в случае если будет установлены их соответствие критериям обстоятельствам непреодолимой силы и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполненным обязательством.
Одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер. В обоснование данного вывода ВС РФ приводит ст. 401 ГК РФ и п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". В частности, Пленум разъяснил, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. При этом чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. А непредотвратимость - такое положение, при котором любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. В названном постановлении Пленума ВС РФ указано, что не могут быть признаны в качестве непреодолимой силы обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства (например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей).
Между тем, наличие объективных обстоятельств для неисполнения условий контракта Обществом, Инспекцией Оренбургского УФАС России не установлено.
Соответствующих доказательств, подтверждающих факт невозможности поставки товара, в материалы дела не представлено.
Общество с указанными положениями контракта было ознакомлено, поскольку проект контракта размещался Заказчиком одновременно с извещением и документами об аукционе, кроме того, контракт был подписан Обществом, в установленном Законом о контрактной системе порядке, следовательно, указанные условия были ему известны и согласованы сторонами контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в Реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных закупок.
В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, Инспекция Оренбургского УФАС России считает, что по своему характеру, включение в Реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает, что вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Инспекция Оренбургского УФАС России не может прийти к выводу о том, что Общество проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения контракта. В рамках данного дела, исходя из представленных доводов и доказательств, Инспекцией Оренбургского УФАС России не установлено добросовестного поведения Общества при исполнении контракта.
При этом включение, в данном случае, Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. Каким-либо иным образом, включение Общество в Реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственной или муниципальной закупки обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок о стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.
Принимая решение об участии в электронном аукционе, участник закупки должен оценивать риск и должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения недобросовестных действий/бездействия в рамках подписания и исполнения контракта.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Поставщика и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения закупок, ввиду чего, представитель Заказчика в ходе заседания Инспекции Оренбургского УФАС России настаивал на включении сведений в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственных и муниципальных закупок, подавая соответствующую заявку, и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения закупки может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления негативных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные положения Закона о контрактной системе, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необходимости включения сведений, представленных Заказчиком в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Соль-Илецкий психоневрологический интернат" (N 035320001890000004 от 18.01.2023 г., вх. N 552 от 19.01.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ФТД ПРОМСЕРВИС" (ИНН: 6678048988, в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку трусов (номер извещения N 0853500000322005557), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Оренбургской области "Соль-Илецкий психоневрологический интернат" в отношении:
- ООО "ФТД ПРОМСЕРВИС" (ИНН: 6678048988, 623710, Свердловская область, г. БЕРЕЗОВСКИЙ, п. ЛОСИНЫЙ, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, ДОМ 6, ОФИС 1);
- сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа:
(директор) Сосновский Андрей Николаевич, ИНН 667005448940,
- учредителе: Сосновский Андрей Николаевич, ИНН 667005448940,
включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Исключить информацию в отношении ООО "ФТД ПРОМСЕРВИС", сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе: Сосновский Андрей Николаевич, ИНН 667005448940, из Реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
|
|
Члены Инспекции |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 января 2023 г. N РНП-56-08-06-22/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - односторонний отказ - участники закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2023