Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>
Заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО "Ленмедтехнология" <_>, представителей отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия <_>.,
рассмотрев жалобу ООО "Ленмедтехнология" на действия заказчика отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия при проведении закупки в форме электронного аукциона: Поставка продукции радиоэлектронной промышленности - серверов для создания технического комплекса информационных ресурсов общего назначения компонента "Вычислительное оборудование" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" (ОКПД2 26.2 - Компьютеры и периферийное оборудование), номер извещения - 0302100024822000139, и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель полагает, что заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения. Считает, что действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
30.12.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0302100024822000139. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 441 000,00 рублей.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение) в части установления дополнительных характеристик к поставляемому товару, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила).
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию Каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции Каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств" (далее - Постановление N 616) при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с Извещением в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка продукции радиоэлектронной промышленности - серверов для создания технического комплекса информационных ресурсов общего назначения компонента "Вычислительное оборудование" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" (ОКПД2 26.2 - Компьютеры и периферийное оборудование).
ОКПД2 - 26.20.14.000 (далее - Товар), характеристики которой предусмотрены позицией Каталога 26.20.14.000-00000189 "Сервер".
На заседании Комиссии установлено, что Товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются запреты на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 616 (далее - Перечень), в связи с чем установление дополнительных характеристик не предусмотрено и противоречит пункту 5 Правил.
При этом применение вышеуказанной позиции Каталога для Товара обязательно с 24.08.2022.
Комиссией установлено, что Извещение размещено Заказчиком 30.12.2022.
При этом для указанного Товара соответствующей позицией Каталога предусмотрены соответствующие характеристики.
В соответствии с пунктом 9 Извещения о проведении электронного аукциона описание объекта закупки в соответствии с приложением N 1 к Извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки".
Вместе с тем в соответствии с Описанием объекта закупки Заказчиком установлены следующие дополнительные характеристики для Товара, не предусмотренные соответствующей позицией Каталога:
"Требования к предустановленному в сервер программному обеспечению.
В составе сервера должно быть предустановлено программное обеспечение, включённое в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которое обеспечивает следующий функционал:
- мониторинг ресурсов и отслеживания состояния сервера
- мониторинг ресурсов и отслеживания
- состояние виртуальных машин сервисов сервера
- автономная работа без подключения к глобальной сети Интернет
- возможность создания виртуальных машин сервисов информационных ресурсов общего назначения на всех семействах операционных систем (Linux и Windows)
- Отсутствие ограничений максимального количества одновременно работающих виртуальных машин сервисов на сервере
- развёртывание виртуальных машин сервисов на сервере с использованием отечественных операционных систем
- Минимальное количество одновременно работающих виртуальных машин сервисов на сервере с использованием отечественных операционных систем без ограничений по сроку использования - 4
- Возможность одновременной работы сервисов ресурсов общего назначения в разных сетях Заказчика
- управление виртуальными машинами сервисов ресурсов общего назначения, размещённых на сервере, через единый WEB-интерфейс
- создание шаблонов виртуальных машин сервисов на серверах
- быстрое сохранение и восстановление сервисов ресурсов общего назначения путём использования мгновенных снимков
- Отсутствие ограничений по сроку использования функционала сервера
- техническая поддержка от производителя по аппаратной и функциональной частям в течение гарантийного срока".
Таким образом, требуемый к поставке товар на момент составления Заказчиком описания объекта закупки содержался в Перечне, следовательно, правила описания спорной закупки подпадают под исключение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 5 Правил N145 в части запрета установления дополнительных характеристик.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего дополнительные характеристики поставляемого товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ, нарушают требования части 6 статьи 23 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и противоречат пункту 5 Правил N145, в связи с чем Комиссия признает рассматриваемый довод жалобы Заявителя обоснованным.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта выполнено на основании трех коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов от 25.01.2023 было подано четыре заявки, две из них были признаны соответствующими.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Бурятского УФАС России не установлен.
С учетом изложенного, Комиссия приняла решение предписание не выдавать.
2. Согласно жалобе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно в части объединения Заказчиком в один лот поставки серверов и программного обеспечения, которые технологически и функционально не связаны между собой.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что необходимость покупки серверного оборудования с предустановленным программным обеспечением вызвана тем, что оборудование и программное обеспечение являются функционально и технологически связанными между собой и рассматриваются как единый комплекс. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями Заказчика к техническим характеристикам серверного оборудования и функционалу, который возможно реализовать только при использовании программного обеспечения, предустановленного и настроенного производителем оборудования. Заказчик при выборе предустановленного программного обеспечения руководствовался своими потребностями, требованиями к функционалу, а также обязательному нахождению данного программного продукта в "Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Для работы сервера необходимо общесистемное программное обеспечение - операционная система, среда виртуализации, операционные системы для виртуальных машин, без общесистемного программного обеспечения сервер не может выполнять каких-либо функций.
При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)). Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - серверы и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Документы закупки не усматривают, что осуществление закупки производится среди производителей товара. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Ленмедтехнология" частично обоснованной.
2. Признать заказчика отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Направить материалы уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 30 января 2023 г. N 003/06/33-44/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023