На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Калужское УФАС России) от 18.01.2023 N4/23, приказа о продлении срока проведения проверки от 25.01.2023 N6/23 Комиссией Калужского УФАС России проведена внеплановая документарная проверка в отношении заказчика - АО "Международный аэропорт "Калуга" при проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0437000000122000001), предметом которого являются услуги по проведению финансового аудита.
Лица, проводившие проверку:
Чуриков М.А. |
- председатель комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Калужского УФАС России; |
Магер А.А. |
- член комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России; |
Умнова Ю.П. |
- член комиссии, главный специалист-эксперт Калужского УФАС России; |
Продолжительность проверки: с "18" января 2023 г. по "31" января 2023 г. включительно.
при участии посредством видеоконференцсвязи до объявленного перерыва: представителей заказчика - АО "Международный аэропорт "Калуга" _, представителя заявителя - ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" _ (паспорт, доверенность);
при участии посредством видеоконференцсвязи после объявленного перерыва: представителей заказчика - АО "Международный аэропорт "Калуга" _, представителя заявителя - ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" _ (паспорт, доверенность);
В ходе проведения проверки Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
1. 30.12.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0437000000122000001 о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого являются услуги по проведению финансового аудита (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Конкурса, составляла 803 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному Конкурсу выступало АО "Международный аэропорт "Калуга".
2. Согласно доводам обращения ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ", Конкурс не имеет электронной формы в смысле норм ФЗ-44, Заказчик не выполнил требование п.2 ч.1 ст.42 ФЗ-44 и не указал Идентификационный код закупки, чем нарушил прямые обязательные требования для электронной формы закупки и затруднил подачу жалобы в УФАС.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки, Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
АО "Международный аэропорт "Калуга", являющееся заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон N 223-ФЗ) в соответствии с требованиями части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" осуществляет отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита, посредством электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, при осуществлении такой закупки не подлежат применению положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных указанным Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ к размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Идентификационный код закупки (ИКЗ) - это цифровой, машиночитаемый код, который обеспечивает взаимосвязь плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, контракта, а также иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что заказчик не является субъектом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не имеет возможности размещать план, ИКЗ не формируется автоматически при размещении данной закупки, раздел секции 44-ФЗ ЕИС (личный кабинет заказчика "Юридическое лицо, осуществляющее закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") не дает возможности формировать ИКЗ самостоятельно.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание также отсутствие технической возможности у Заказчика сформировать ИКЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. Довод жалобы признается необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ", заказчиком установлено избыточное требование к участникам конкурса о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (п.8ст.1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
АО "Международный аэропорт "Калуга" является организацией, имеющей действующую лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Лицензия ГТ N0120685 от 03.08.2020 г.).
Оказание аудиторских услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также международными стандартами аудиторской деятельности (MCA).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 указанного Закона под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Согласно статье 13 указанного Закона при оказании аудиторских услуг аудиторская организация вправе самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг, а также исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации.
Согласно части 2 статьи 14 указанного Закона аудируемое лицо обязано содействовать аудиторской организации в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию. При этом не допускается какое- либо сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита или сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией.
Исходя из изложенного, учитывая использование АО "Международный аэропорт "Калуга" в своей деятельности сведений, составляющих государственную тайну, при оказании аудиторских услуг неизбежна необходимость проверки документов, содержащих в том числе, сведения, составляющие государственную тайну.
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Деятельность, связанная с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентируется Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о гостайне) и является лицензируемым видом деятельности.
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о гостайне, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона о гостайне находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан соответствующего допуска.
Исходя из вышеизложенного следует, что для полного оказания аудиторских услуг, аудиторская организация должна иметь соответствующую лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В хозяйственной деятельности АО "Международный аэропорт "Калуга" (на 2022-2023 годы) имеется договор на выполнение работ, имеющий гриф секретности - "секретно". О данном факте хозяйственной жизни Заказчиком уведомлено в пункте 1.5 Технического задания, пунктах 5.2.1., 5.3.2 проекта договора, являющиеся неотъемлемым приложением к документации торговой процедуры.
Представители Заказчика пояснили, что бухгалтерская отчетность АО "Международный аэропорт "Калуга" не имеет "открытых/закрытых" частей, а подготавливается в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а у работников бухгалтерии имеются допуски секретности.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при установлении требования о наличии у участников закупки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает проведение проверки, в том числе, используя данные первичных документов. Довод жалобы признается необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ", Заказчиком допущены нарушения в описании порядка оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". В частности, Заказчик не указал сам порядок оценки с учетом "одного опытного аудитора", не указал исчерпывающий перечень документов, которыми участник подтверждает требуемый опыт оказания "услуги общественно значимым организациям в течение трех лет", а также неправомерно включил в перечень предоставляемых в составе заявки документов согласие субъекта (работника) на обработку персональных данных.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Извещения, оценка заявок на участие в рассматриваемом конкурсе производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Далее - Положение от 31 декабря 2021 г. N 2604).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок Заказчиком установлен показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно:
Наличие специалистов в штате участника закупки с действительным квалификационным аттестатом, выданным в порядке, установленном N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" после 01.01.2011 г. (согласно ст. 5, 5.1., 5.2. Федерального закона N307-ФЗ от 30.12.2008 г. "Об аудиторской деятельности"). При этом установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки:
предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 (пять) аудиторов, имеющих действительный квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011 г., из которых 1 аудитор, состоящий в штате организации по основному месту работы, имеет опыт оказания аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги (согласно ст. 5, 5.1., 5.2. Федерального закона N307-ФЗ от 30.12.2008 г. "Об аудиторской деятельности").
Пунктом 2.2.1. Порядка рассмотрения и оценки заявок Заказчиком установлен Перечень подтверждающих документов:
- действующий квалификационный аттестат аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов после 1 января 2011 года;
- трудовая книжка (титульный лист и листы из раздела "Сведения о работе" с записями о работе) или выписка из трудовой книжки, или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или копия трудового договора или договора подряда, подтверждающих трудовые отношения работника и участника закупки;
- согласие субъекта (работника) на обработку персональных данных (Рекомендованная форма в ЧАСТИ 8).
При этом пунктом 30 Положения от 31 декабря 2021 г. N 2604 установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые Заказчик вправе установить, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения (наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации), а именно:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Таким образом, Положением от 31 декабря 2021 г. N 2604 не предусмотрено установление требований к наличию опыта специалистов (работников), а также требования о предоставлении в составе заявки согласие субъекта (работника) на обработку персональных данных.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 4 части 1, части 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 30 Положения от 31 декабря 2021 г. N 2604, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заключительная часть
По итогам проведения проверки, с учетом установленных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать в действиях Заказчика - АО "Международный аэропорт "Калуга" нарушения пункта 4 части 1, части 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 30 Положения от 31 декабря 2021 г. N 2604.
2. Выдать Заказчику предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса и внесение изменений в Извещение.
3. Выдать оператору электронной площадки предписание обеспечить Заказчику возможность отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса и внесения изменений в Извещение
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Подписи лиц, проводивших проверку:
Заместитель руководителя- начальник отдела Калужского УФАС России |
______________ |
Чуриков М.А. |
Заместитель руководителя Калужского УФАС России |
______________ |
Магер А.А. |
Главный специалист-эксперт Калужского УФАС России
|
______________ |
Умнова Ю.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 26 января 2023 г. N 040/10/99-35/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023