Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик):
ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 615-ЭП/23 от 11.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на поставку технологических газов (извещение N 0372100029922001033),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку технологических газов (извещение N 0372100029922001033) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 96 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.12.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия УФАС установила, что 27.12.2022 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке (АО "Сбербанк-АСТ") с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В регламентированный срок ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также не представило необходимые документы об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
Поскольку в регламентированный законом о контрактной системе срок, Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН", Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.01.2023 NППУ20_1.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" не имело намерения уклониться от заключения контракта, однако пропустило срок подписания проекта контракта ввиду отсутствия технической возможности подписания контракта, а именно: по причине отключения электроснабжения после 14:00 10.01.2023 и вплоть до конца рабочего дня в здании корпуса 1 дома 1 по Вашутинскому шоссе в г. Химки Московской области (адрес места нахождения и фактический адрес Участника), что подтверждается справкой от 11.01.2023 N 50/22, выданной ГНЦ РФ - ИМБП РАН. ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" пользуется помещениями корпуса 1 дома 1 по Вашутинскому шоссе в г. Химки Московской области на основании договора аренды от 24.10.2022 N 4/22-1, заключенного с ГНЦ РФ - ИМБП РАН.
Для обеспечения исполнения контракта 28.12.2022 ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" подало заявление на выпуск независимой банковской гарантии в АО "КИВИ банк". Заявка была одобрена банком 29.12.2022. При этом банк настоятельно рекомендовал согласовать с Заказчиком текст банковской гарантии до ее оплаты. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующей перепиской.
После одобрения заявки на банковскою гарантию 29.12.2022 она была направлена на согласование Заказчику. Поскольку от Заказчика ответ не был получен, 09.01.2023 и 10.01.2023 Участник повторно обратился к Заказчику по вопросу согласования банковской гарантии. Только 10.01.2023 в 12:04 от Заказчика поступило согласование независимой банковской гарантии, после чего была продолжена процедура её оформления. Таким образом, до момента согласования банковской гарантии Заказчиком её дальнейшее оформление ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" полагало рискованным, а отсутствие банковской гарантии не позволило ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" подписать контракт ранее 10.01.2023.
Участник также в связи с отключением электроэнергии не смог произвести оплату и завершить оформление банковской гарантии 10.01.2023. Однако сразу после возобновления подачи электроэнергии 11.01.2023 ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" произвело оплату банковской гарантии (платежное поручение от 11.01.2023 N 9). Но на завершающей стадии оформления банковской гарантии банком были затребованы дополнительные документы, в связи с чем в целях ускорения решения вопроса о предоставлении обеспечения ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" было принято решение о внесении обеспечительного платежа (платежное поручение от 12.01.2023 N 20). Помимо внесения обеспечительного платежа ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" оперативно оформило независимую банковскую гарантию в другом банке - АО "Кредит Европа Банк (Россия)". Данные факты также свидетельствуют о том, что ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" предприняло все меры для заключения контракта и совершило все необходимые для этого действия и провело подготовительные мероприятия.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о не включении ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика не настаивал на включении ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст.55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ЗАО "СКБ ЭО при ИМБП РАН" (ИНН: 5047027350) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2023 г. N РНП-78-117/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2023