Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "АкваМир" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 1702-ЭП/23 от 23.01.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем водоподготовки трех бассейнов, их элементов, инженерных систем и оборудования (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.11.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372200289322000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 213 990, 00 рублей.
В жалобе ООО "АкваМир" указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В силу ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.01.2023 NПРОI2, по итогам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе заявке Заявителю было присвоено 0 баллов, при этом заявке участника закупки, которой присвоен номер 97, и который был признан победителем присвоено 100 баллов по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Из содержания указанного протокола также следует, что в качестве обоснования оценки предложения Заявителя конкурсной комиссией приведено следующее: "Не представлены в соответствии с требованиями конкурсной документации предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества, предложение по мероприятиям по повышению безопасности, предложение по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда".
Из содержания извещения о проведении рассматриваемого конкурса следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки": оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения:
- Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов;
- Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов.
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по улучшению контроля качества за услугами (далее - предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества), предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению безопасности при оказании услуг (далее - предложение по мероприятиям по повышению безопасности), предложении по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению эффективности охраны труда (далее - предложение по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда), направленных на обеспечение полного и эффективного оказания услуг, являющихся предметом конкурса, и обеспечение высокого качества результата оказания услуг. Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Под предложением по проведению мероприятий по улучшению контроля качества для целей предмета оценки понимается описание в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, следующих мероприятий по улучшению контроля качества услуг: 1) по проведению участником конкурса текущего контроля за оказанием услуг, являющихся предметом конкурса (далее - текущий контроль); 2) по проведению контроля за устранением недостатков услуг, указанных заказчиком; 3) по проведению контроля за соблюдением специалистами требований инструкций по охране труда (далее - предложения по всем мероприятиям по улучшению контроля качества). Мероприятия по проведению участником конкурса текущего контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения входного контроля измерений и испытаний материалов и оборудования, порядка производственного контроля, порядка и сроков осуществления такого контроля, обязанностей и должности работника, назначенного для осуществления такого контроля; мероприятия по проведению контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком, должны быть описаны, в том числе с указанием функций и порядка осуществления такого контроля, специалистов (по должностям), осуществляющих такой контроль. Мероприятия по проведению участником конкурса контроля за соблюдением специалистами требований инструкций по охране труда должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка и сроков осуществления такого контроля, обязанностей и должности работника, назначенного для осуществления такого контроля. Описание мероприятий по улучшению контроля качества считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по улучшению контроля качества, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией (далее - описание мероприятий по улучшению контроля качества в полном объеме). Под предложением по проведению мероприятий по повышению безопасности услуг для целей предмета оценки понимается описание в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, следующих мероприятий по повышению безопасности услуг: по повышению пожарной безопасности; по повышению безопасности при использовании оборудования, используемого при оказании услуг. Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны с указанием порядка и форм проведения противопожарного инструктажа специалистов, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение противопожарного инструктажа; мер пожарной безопасности при проведении услуг. Мероприятия по повышению безопасности при использовании оборудования, используемого при оказании услуг, должны быть описаны с указанием порядка обеспечения безопасности оборудования; мер по повышению безопасности специалистов, непосредственно оказывающих услуги. Описание мероприятий по повышению безопасности услуг считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по повышению безопасности, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией (далее - описание мероприятий по повышению безопасности услуг в полном объеме). Мероприятия по повышению эффективности охраны труда должны быть описаны, в том числе с указанием порядка проведения инструктажей по охране труда; мер по созданию кабинета и (или) уголка охраны труда; мер по охране труда специалистов; порядка и плана выборочного контроля состояния условий и охраны труда, проводимого службой охраны труда участника конкурса; обучения по охране труда; мер по повышению эффективности службы охраны труда; мер по обеспечению специалистов питьевой водой; мер по созданию комитета (комиссии) по охране труда; порядка обучения безопасным методам и приемам оказания услуг и оказанию первой помощи пострадавшим; порядка проведения оздоровительных мероприятий для специалистов; порядка проведения лечебно-профилактических мероприятий для специалистов; мероприятий по улучшению обеспечения специалистов специальной одеждой, специальной обувью или другими средствами индивидуальной защиты. Описание мероприятий по повышению эффективности охраны труда считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по повышению эффективности охраны труда, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией (далее - описание мероприятий по повышению эффективности охраны труда в полном объеме). Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые. Описание свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "возможно", "вероятно" и их производные. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, и/или требованиям инструкции по заполнению первой части заявки, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". При указании в описании свойств объекта закупки мероприятий по улучшению контроля качества, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. При указании в описании свойств объекта закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в описании свойств объекта закупки мероприятий по улучшению контроля качества необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого специалиста (сотрудника) отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями специалистов (сотрудников), которые будут задействованы при исполнении контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с описанием видов ответственности (санкций), случаев их применения и процесса их применения к каждому специалисту (сотруднику) отдельно из числа специалистов (сотрудников), которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. При указании в описании свойств объекта закупки последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг). При указании в описании свойств объекта закупки мероприятий по улучшению контроля качества результата оказанных услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля. При указании в описании свойств объекта закупки мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте при оказании услуг необходимо также указать срок (период) исполнения таких мероприятий при оказании услуг. При включении срока (периода), участнику следует указывать конкретный срок и/или периодичность исполнения мероприятий. Порядок определения баллов по показателю "качество услуг": 100 баллов - участником конкурса представлены предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества в полном объеме, предложение по мероприятиям по повышению безопасности в полном объеме, предложение по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда в полном объеме; 0 баллов - участником конкурса вообще не представлены предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества, предложение по мероприятиям по повышению безопасности, предложение по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда либо не представлено предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества в полном объеме, и (или) предложение по мероприятиям по повышению безопасности в полном объеме, и (или) предложение по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда в полном объеме.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению). В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки.
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки |
0 баллов |
Комиссия УФАС, ознакомившись с содержанием заявок Заявителя, а также участника закупки, в дальнейшем признанным победителем конкурса, отмечает следующее.
В отношении предложения Заявителя о качественных характеристиках объекта закупки, Комиссия УФАС отмечает, что как точно было отмечено комиссией Заказчика, Заявителем в составе заявки не представлено предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества, предложение по мероприятиям по повышению безопасности, предложение по мероприятиям по повышению эффективности охраны труда, что было предусмотрено извещением о проведении закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия, оценивая предложение Заявителя, исходила из установленного в извещении порядка оценки заявок, и правомерно оценила предложение участника закупки в 0 баллов в связи с неполнотой сведений о характеристиках предлагаемых к оказанию услуг.
Относительно предложения участника закупки, заявке которого присвоен номер 97, Комиссия УФАС констатирует, что в ее составе содержится предложение о характеристике объекта закупки, которое приведено участником закупки в соответствии с требованиями извещения.
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части, не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что предложение победителя закупки о характеристиках объекта закупки не соответствовало требованиям извещения, в том числе, в части полноты и достоверности описания.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АкваМир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 января 2023 г. N 44-270/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023