Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Медицина-Плюс" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1843-ЭП/23 от 24.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048822000440),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048822000440) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 11 371 499,70 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Медицина-Плюс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медицина-Плюс" заключен государственный контракт N 0372100048822000440 от 31.10.2022 на сумму 8 301 162,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медицина-Плюс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Участником партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Участником соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки. Заказчик вправе направить заявку на поставку Товара по 25.11.2022.
Заявка на поставку Товара от 22.08.2022 N 05-075704 направлена в адрес Участника и получена последним 22.08.2022. Срок исполнения обязательств Участника истек 30.08.2022.
Участник нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте, определенных заявкой на поставку в вышеуказанный срок.
Претензией от 31.08.2022 N ИС-05-07/5942 Заказчик направил Участнику требование о поставке Товара.
Вместе с тем по состоянию на 11.01.2023 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта, ввиду чего Заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 11.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО Медицина-Плюс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В период с 21.06.2022 по 14.10.2022 Заказчик направил в адрес ООО "Медицина-Плюс" 4 заявки.
В рамках исполнения принятых на себя обязательств, а также в связи с большим объемом не выбранного Товара ООО "Медицина-Плюс" 09.11.2022 направило в адрес Заказчика уведомление об истечении сроков направления заявок по Контракту (исх. N МП/343-22 от 09.11.2022). В данном уведомлении ООО "Медицина-Плюс" уведомило Заказчика о том, что с учетом обстоятельств, связанных с непредвиденными политическими событиями, сложившейся экономической ситуацией в стране, а также большим спросом на Товар и с учетом сжатых условий по срокам поставки у ООО "Медицина-Плюс" могут возникнуть риски, связанные с невыполнением условий Контракта в части поставки Товара в случае поступления от Заказчика заявки в срок, максимально приближенный к дате завершения направления заявки.
25.11.2022 (в день истечения срока направления заявок) посредством электронной почты в адрес ООО "Медицина-Плюс" поступила заявка с перечнем Товара, подлежащего к поставке.
В связи с тем, что заявка направлена Заказчиком в последний день срока направления заявок, а также с учетом обстоятельств, изложенных в письменном уведомлении ООО "Медицина-Плюс" (исх. N МП/343-22 от 09.11.2022) ООО "Медицина-Плюс" уведомило Заказчика о поставке Товара в более поздние сроки, а именно: до 15.12.2022, 27.12.2022 , 23.12.2022 (исх. N МП/381-22 от 29.11.2022, исх. N МП/383-22 от 31.11.2022, исх.N МП/392-22 от 01.12.2022).
Осознавая важность поставок Товара для нужд Заказчика в столь непростое время и степень доставленных неудобств 12.12.2022, ООО "Медицина-Плюс" направил в адрес Заказчика уведомление о не возможности осуществить поставку Товара: салфетка впитывающая нестерильная (20 см*40 см 150шт в спец, упаковке с дозатором) в количестве 103 шт. в связи со снятием данного Товара с производства, а также выразило свою готовность поставить Товар с улучшенными характеристиками и заключить договор пожертвования (исх. N МП/415-22 от 12.12.2022).
20.12.2022 заказчик посредством направления уведомления по электронной почте отказал ООО "Медицина-Плюс" в принятии Товара с улучшенными характеристиками и потребовал поставку Товара, предусмотренного Контрактом, в срок до 26.12.2022 (исх. N ИС-21.2-10/8940 от 20.12.2022).
В ответ на данное уведомление 22.12.2022 ООО "Медицина-Плюс" повторно (с приложением писем завода-изготовителя) довело до сведения Заказчика информацию о невозможности осуществить поставку Товара - салфетка впитывающая нестерильная (20 см*40 см 150шт в спец, упаковке с дозатором) в связи со снятием с производства указанного выше изделия, а также продления сроков поставки до 28.12.2022 (исх. N МП/455- 22 от 22.12.2022).
Также в связи с тем, что заводом-изготовителем были увеличены сроки поставки Товара, а также в связи со снятием с производства части Товара ООО "Медицина-Плюс" предприняло попытки поиска на рынке медицинских изделий товарных позиций, отвечающих требованиям Заказчика (либо с улучшенными характеристиками), но, к сожалению, в текущий момент иные производители отказываются заключать новые договора на поставку в связи с невозможностью их исполнения в связи с отсутствием зарегистрированных медицинских изделий в виде готового набора: салфетка впитывающая нестерильная (20 см*40 см 150шт в спец, упаковке с дозатором) в количестве 103 шт. т.к. по отдельности каждый вид наполнения набора не подлежит процедуре обязательной сертификации и декларированию.
По состоянию на 11.01.2023 сумма исполненных ООО "Медицина-Плюс" обязательств по поставке Товара составляет 8 243 265,70 рублей из 8 301 162,00 рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Медицина-Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Медицина-Плюс" предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Медицина-Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медицина-Плюс" (ИНН: 7726426970), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 января 2023 г. N РНП-78-187/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2023