Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Волна" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 1854-ЭП/23 от 24.01.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по уборке, санитарной очистке территорий Красносельского района Санкт-Петербурга, не имеющих ведомственной принадлежности, в 2023 году (извещение номер 0172200005522000217) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.12.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0172200005522000217. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 275 815,82 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном не начислении баллов его заявке по критерию "Квалификация участников закупки".
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного извещением об осуществлении закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Разделом III Приложения N 4 к извещению о проведении конкурса в электронной форме установлен порядок рассмотрения и оценки заявок.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 настоящего Федерального закона.
Согласно сведеньям протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.01.2023 NИЭОК1 заявке заявителя не были начислены баллы по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"
Номер заявки |
Количество присуждаемых баллов |
Пояснение |
Заявка 34238 |
0 баллов |
- отсутствует описание техническое обеспечение, а именно: не указано количество оборудования, техники, используемое при выполнении работ. - отсутствует описание трудовых ресурсов, а именно: 1) в соответствии со свойством 3 "Контроль качества выполнения работ в зимний период" Участником указано: "Осуществляет контроль за недопущение создания аварий руководитель организации и его заместитель и уполномоченное лицо (дворник)" При этом свойство 6 "Трудовые ресурсы" не содержит сведений о руководителе организации и его заместителе. 2) не указано по каждому специалисту (сотруднику) опыта работы в соответствующей должности.
Таким образом, в соответствии с п. 2 Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа: Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта или предоставление неполных сведений описания свойств объекта закупки Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". |
"
Как установлено ч. 18 ст. 48 Закона о контрактной системе участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Сведения о том, что Заявитель воспользовался данным правом и направил запрос о даче разъяснений результатов конкурса у Комиссии УФАС отсутствуют.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что оценка заявки Заявителя осуществлялось конкурсной комиссией в соответствии с установленным порядком оценки заявок в рассматриваемой части.
Относительно первого довода Заявителя, Заказчик пояснил следующее:
- отсутствует описание техническое обеспечение, а именно: не указано количество оборудования, техники, используемое при выполнении работ.
При этом в соответствии с Приложением N4 к Извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе":
В рамках свойства 5 "Материально-техническое обеспечение" необходимо предоставить следующий перечень сведений:
-перечень оборудования, техники, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований и марки такого оборудования и техники, количества, формы право пользования, минимальных технических характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ.
В заявке Заявителя указано:
Количество задействованного оборудования и техники зависит от объемов оказываемых услуг и от количества задействованных сотрудников и определяется индивидуально для каждого конкретного случая, так как учитывает ряд факторов, в том числе природно-климатические условия.
Считаем, что данная формулировка не корректна, т. к. Заявитель прежде чем учувствовать в закупке должен был ознакомиться с объемами работ, и следовательно оценить сколько техники и специалистов ему понадобиться для выполнения работ. А также Заказчиком конкретно указано, что необходимо указать количество, т. е. число в штуках.
Данные качественные характеристики объекта закупки включаются в Контракт. Тем самым, Заказчик должен понимать, какое количество техники Победитель закупки может предоставить при исполнении контракта.
Относительно второго довода Заявителя, Заказчик пояснил следующее:
- отсутствует описание трудовых ресурсов, а именно:
1) в соответствии со свойством 3 "Контроль качества выполнения работ в зимний период" Участником указано:
"Осуществляет контроль за недопущение создания аварий руководитель организации и его заместитель и уполномоченное лицо (дворник)"
При этом свойство 6 "Трудовые ресурсы" не содержит сведений о руководителе организации и его заместителе.
При этом в соответствии с Приложением N4 к Извещению:
В рамках свойства 6 необходимо предоставить следующий перечень сведений: перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику), должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции,_
В заявке Заявителя указано:
в соответствии со свойством 3 "Контроль качества выполнения работ в зимний период" Заявитель указал:
"Осуществляет контроль за недопущение создания аварий руководитель организации и его заместитель и уполномоченное лицо (дворник)".
Таким образом, руководитель организации и его заместитель, а также дворник будут задействованы при выполнении работ по контракту. При этом в заявке Заявителя содержатся сведения по Дворнику, но почему-то отсутствуют сведения по руководителю и его заместителю. Хотя Руководитель - это специалист, который осуществляет руководство. И раз руководитель и его заместитель будут выполнять контрольные функции при выполнении работ, то значит и их Заявитель тоже должен был указать в перечне специалистов (сотрудников) при выполнении работ.
А также, данные качественные характеристики объекта закупки включаются в Контракт. Тем самым, Заказчик должен понимать, каких специалистов Победитель планирует привлекать к выполнению работ. И в случае плохо выполненных работ или наступления аварийных ситуаций какие специалисты (сотрудники) отвечают в том или ином случае.
Относительно третьего довода Заявителя, Заказчик пояснил следующее:
- отсутствует описание трудовых ресурсов, а именно:
2) не указано по каждому специалисту (сотруднику) опыта работы в соответствующей должности.
При этом в соответствии с Приложением N4 к Извещению:
В рамках свойства 6 "Трудовые ресурсы" необходимо предоставить следующий перечень сведений: перечень специалистов (сотрудников), задействованных при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику), должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции,_
В заявке Заявителя указано:
"Привлекаемые сотрудники обладают всеми необходимыми навыками, опытом, квалификацией, а также допусками (подтверждается наличием документов) которые полностью соответствуют занимаемым ими должностям".
При этом в должностной инструкции каждого сотрудника Заявитель указал:
При назначении на должность требования к образованию и опыту работы не предъявляются.
При этом, Заказчиком в Приложении N4 к Извещению установлено:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
признак N 1 (наличие специалистов):
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
а) |
Сведения не представлены и/или не соответствуют уровню шкалы б). в), г). |
0 баллов |
б) |
Представлены сведения и документа о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 5 специалистов в должности дворник и/или подсобный рабочий; 2) не менее 3 специалистов в должности водителей спецтехники (категория С), при наличии опыта не менее 3 лет. |
30 баллов |
в) |
Представлены сведения и документа о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 11 специалистов в должности дворник и/или подсобный рабочий; 2) не менее 5 специалистов в должности водителей спецтехники (категория С), при наличии опыта не менее 3 лет; 3) не менее 1 специалистов в должности главного инженера с высшим профильным образованием или мастера участка эксплуатации (производственного участка) с высшим профильным образованием или с профильным средним специальным образованием, при наличии опыта не менее 3 лет. |
60 баллов |
г) |
Представлены сведения и документа о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 17 специалистов в должности дворник и/или подсобный рабочий; 2) не менее 7 специалистов в должности водителей спецтехники (категория С), при наличии опыта не менее 5 лет; 3) не менее 3 специалистов в должности главного инженера с высшим профильным образованием или мастера участка эксплуатации (производственного участка) с высшим профильным образованием или с профильным средним специальным образованием, при наличии опыта не менее 5 лет. |
100 баллов |
Таким образом, считаем, что Участники должны были указать в заявках конкретно по каждому сотруднику опыт работ (количество лет или расписать в соответствии с Трудовой книжкой сотрудников с какого по какой год работали в данной должности).
Таким образом, Заявитель, слова "количество", "опыт" - указал в своей заявке. Вместе с тем, конкретики никакой не предоставил, что подразумевают под собой определения этих слов.
Также в соответствии с Приложением N4 к Извещению:
В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки всех сведений, содержащие описание всех свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Т. е. даже отсутствие одного сведения в заявке и/ или одного свойства, признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". У Заявителя отсутствуют 3 сведения в составе заявки.
Таким образом, Заявителем в составе заявки сведения представлены не в полном при этом, Комиссия УФАС отмечает, что доводов о неверном применении конкурсной комиссии Заказчика порядка оценки заявки жалоба Заявителя не содержит.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия конкурсной комиссии Заказчика не противоречат требованиям пп. б) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Волна" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 января 2023 г. N 44-319/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2023