Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрация Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
СПб ГБУК "Зеленогорский парк культуры и отдыха" (далее - Заказчик);
ИП Хрипунов М.В. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2220-ЭП/23 от 27.01.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству земельного участка по адресу г. СПб, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, севернее д. 536, лит. Н (извещение номер 0172200000622000371) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000622000371. Начальная (максимальная) цена контракта - 42 293 400,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в доводах жалобы.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Учитывая, что Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки определен Заказчиком, как работ по благоустройству земельного участка по адресу г. СПб, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, севернее д. 536, лит. Н.
Перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N° 471-р, не содержит данный код ОКПД2.
Согласно перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы в действующей редакции от 31.10.2022 распоряжения Правительства Российской Федерации N 471-р код ОКПД2 42 Исключено с 1 сентября 2020 года. - Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 N 921.
При размещении закупки на выполнение работ, не включенных в указанный Перечень, и составляющих основную часть объекта закупки, Заказчик вправе использовать такую форму закупки как конкурс в электронной форме.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия УФАС делает вывод об отсутствиях нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, установленные в Описание объекта закупки требования к поставляемым товарам, противоречат требованиям, размещённым в составе проекта.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N 2 к Описанию объекта закупки к извещению об осуществлении закупки.
Так, например, в требованиях к позиции 6 "Скамья с цветниками тип 3" установлено: "Габаритные размеры (ДхШ): меньше 3800х1200 мм.".
В пункте 4.1 Приложения N 1 к извещению о проведении электронного конкурса установлено, что: "4.1. Работы должны быть выполнены в соответствии с настоящим Техническим заданием, Проектной документацией, разработанной ООО "Стройтехнадзор" в 2020 г шифр: 30-ПР/2020-ПЗ, 30-ПР/2020-ПЗУ, 30-ПР/2020-АР, 30-ПР/2020-ЭН. Локальными сметами (Приложение N 2 к извещению) и условиями контракта." (далее - Проект).
Вместе с тем, в Проекте указаны иные требования в отношении спорной товарной позиции, а именно: 3760х1000 мм.
Приведенный пример не является исчерпывающим.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в данном конкретном случаи, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
3. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в конкурсе размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
В частности, Заказчиком установлены следующие правила, например:
"3.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.3. Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием числовых значений и различных комбинаций слов/словосочетаний из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.)"."
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также факт отклонения 3 из 5 поданных на участие в конкурсе заявок, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хрипунов М.В. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
СПб ГБУК "Зеленогорский парк культуры и отдыха" ш. Приморское, дом 536/литер А, Санкт-Петербург, 197720 тел.: 7-812-4333105
Администрация Курортного района Санкт-Петербурга пл. Свободы, д. 1, г. Сестрорецк, Санкт-Петербург, 197706 тел.: 7-812-5768137
ООО "РТС-тендер" наб. Тараса Шевченко, д. 23А, Москва, 121151 факс: (495) 733-95-19
ИП Хрипунов М.В. г. Ивантеевка, Московская область, 7263489@mail.ru тел.: 79055381130 |
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-321/23 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
02.02.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-321/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУК "Зеленогорский парк культуры и отдыха" - и конкурсной комиссии Уполномоченного органа - Администрации Курортного района Санкт-Петербурга - устранить нарушения ч. 3 ст. 7, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0172200000622000371;
- вернуть заявки участникам конкурса с номером извещения 0172200000622000371;
- внести изменения в извещения об осуществлении закупки, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке этот срок составлял не менее чем четыре дня;
- провести процедуры аукциона с номером извещения 0172200000622000371 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии Уполномоченного органа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.03.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику и конкурсной комиссии Уполномоченного органа техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2023 г. N 44-321/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2023