Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБУЗ "Детский городской многопрофильный клинический специализированный центр высоких медицинских технологий" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей ООО "МедАрм" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 1977-ЭП/23 от 24.01.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала (извещения номер 0372200048023000011) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.01.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200048023000011.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 932,00 рублей.
В жалобе Заявитель указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. По мнению Заявителя Заказчиком необоснованно объединены в один лот шприцы, совместимые с инфузионными насосами марки Перфузор, имеющимися в наличии у Заказчика, с иными медицинскими изделиями, требуемыми к поставке также в рамках рассматриваемой закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального
при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка расходного материала-9.
Описание объекта закупки содержит требования к таким товарам как: "Шприц общего назначения", "Катетер для периферических сосудов", "Шприц общего назначения", "Шприц общего назначения", "Артериальная канюля", "Катетер для периферических сосудов", "Катетер для периферических сосудов", "Катетер для периферических сосудов", "Катетер венозный центральный", "Катетер для периферических сосудов", "Катетер венозный центральный периферически вводимый".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что указанные в описании объекта закупки характеристики отражают действительную потребность Заказчика в товаре, который в наибольшей степени соответствует целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения (детская больница с отделением неонатологии). Заказчик должен учитывать, что закупаемое изделие медицинского назначения оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение того, что при лечении пациентов максимально будут исключены любые нежелательные реакций и последствия в рамках оказания медицинской помощи. При этом главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий при использовании медицинского изделия.
Заказчик закупает, в том числе, расходные материалы для оборудования, находящегося у него на балансе, а именно шприцевые насосы марки Perfusor, производства B.Braun. Согласно руководства по эксплуатации к шприцевому насосу Perfusor Compact, а также согласно представленному Информационному письмо официального представителя Производителя ООО "Б.Браун Медикал" Исх. N 65/23 ББМ от 17 января 2023 г. о совместимости шприцев с инфузионными насосами B.Braun к указанному оборудованию подходят шприцы следующих производителей: B. Braun; Becton-Dickinson; Sherwood EU; Terumo. Любая погрешность, которая может возникнуть при использовании не совместимых шприцов, может привести к фатальным последствиям.
Согласно извещению, в отношении вышеуказанных медицинских изделий заказчиком определены следующие коды ОКПД2: 32.50.13.110.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В Перечень, утвержденный Постановлением N102, включен ОКПД 2 32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Извещение содержит сведения об ограничении допуска в соответствии с Постановлением N 102.
Положениями Постановления N 102 определено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень 1 и не включенные в него (п. 2 (2) Постановления N 102).
При этом, указанное постановление не устанавливает каких-либо запретов на объединение в один лот товаров зарубежного и российского производства.
На основании вышеизложенного довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара по позиции N 2 "Катетер для периферических сосудов", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственных производителя: Катетер BD Insyte-W Autoguard безопасный периферический внутривенный с крыльями без дополнительного порта из материала BD Vialon (полиуретан) 24 G (0,7 x 19 mm), "Бектон Дикинсон Инфьюжн Терапи Системз, Инк.", ФСЗ 2009/05474 от 04.09.2020.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлены возражения, из которых следует, что совокупности установленных требований в отношении спорного товара соответствуют товары следующих производителей:
- Катетер внутривенный MEDEREN, "Медерен Неотех Лтд.", РЗН 2020/12770 от 04.12.2020 г.;
- Катетер BD Insyte-W Autoguard безопасный периферический внутривенный с крыльями без дополнительного порта из материала BD Vialon (полиуретан) 24 G (0,7 x 19 mm), "Бектон Дикинсон Инфьюжн Терапи Системз, Инк.", ФСЗ 2009/05474 от 04.09.2020.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара по позиции N 4 "Шприц общего назначения", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственных производителя: Шприцы без игл или с приложенными иглами, "Б.Браун Мельзунген АГ", ФСЗ 2009/05984 от 15.12.2021.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлены возражения, из которых следует, что совокупности установленных требований в отношении спорного товара соответствуют товары нескольких производителей:
- Шприцы без игл или с приложенными иглами, "Б.Браун Мельзунген АГ", ФСЗ 2009/05984 от 15.12.2021;
- Шприцы инъекционные одноразовые стерильные и нестерильные BD с разъемом Luer-Lok, с иглами или без игл, объемом: 1, 3, 5, 10, 20, 30, 60 мл, "Бектон, Дикинсон энд Компани", ФСЗ 2011/11157 от 19.08.2020;
- Шприцы одноразовые стерильные объёмом 1, 3, 5, 10, 20, 30, 60 мл, "ТЕРУМО (Филиппины) Корпорейшн" ФСЗ 2010/08655 от 15.12.2010 г. и др.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара по позиции N 5 "Артериальная канюля", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственных производителя: Канюля артериальная стерильная одноразовая BD Arterial Cannula"Бектон Дикинсон Инфьюжн Терапи Системз Инк.", ФСЗ 2008/03357 от 07.04.2022 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлены возражения, из которых следует, что совокупности установленных требований в отношении спорного товара соответствуют товары нескольких производителей:
- Канюля артериальная стерильная одноразовая BD Arterial Cannula"Бектон Дикинсон Инфьюжн Терапи Системз Инк.", ФСЗ 2008/03357 от 07.04.2022 г;
- Наборы для катетеризации артерий "Артериофикс", "Б. Браун Мельзунген АГ". ФСЗ 2010/07120 от 31.05.2010 г;
- Катетеры сосудистые " "Эрроу Интернешнл ЛЛС., (дочернее предприятие Телефлекс, Инкорпорейтед)";РЗН 2013/918 от 27.12.2021 и др.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
5. Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара по позиции N 6 "Катетер для периферических сосудов", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственных производителя: Закрытая система внутривенного доступа BD Nexiva, с принадлежностями "Бектон Дикинсон Инфьюжн Терапи Системс, Инк.", ФСЗ 2009/05473 от 31.12.2015.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлены возражения, из которых следует, что совокупности установленных требований в отношении спорного товара соответствуют товары нескольких производителей:
- Закрытая система внутривенного доступа BD Nexiva, с принадлежностями "Бектон Дикинсон Инфьюжн Терапи Системс, Инк.", ФСЗ 2009/05473 от 31.12.2015;
- Катетеры внутривенные "Поли Медикьюр Лимитед" , ФСЗ 2011/09113 от 10.06.2021 г.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
6. Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара по позиции N 9 "Катетер венозный центральный", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственных производителя: Катетер Secalon T для магистральных вен 18G x 90 mm, "Мерит Медикал Сингапур Пте.Лтд." ФСЗ 2011/09673 от 06.06.2018.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлены возражения, из которых следует, что совокупности установленных требований в отношении спорного товара соответствуют товары нескольких производителей:
- Катетер Secalon T для магистральных вен 18G x 90 mm, "Мерит Медикал Сингапур Пте.Лтд." ФСЗ 2011/09673 от 06.06.2018;
- Набор для катетеризации центральных вен ABLE,. РЗН 2020/9631 от 11.02.2020 г.;
- Набор для катетеризации центральных вен по методу Сельдингера "ЦертофиксR", ФСЗ 2010/07328 от 23.03.2021 и др.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
7. Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара по позиции N 11 "Катетер венозный центральный периферически вводимый", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственных производителя: Наборы для кратковременного или длительного периферийного доступа к центральной венозной системе, "Бард Эксесс Системс, Инк." РЗН 2016/4148 от 25.01.2023 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчиком представлены возражения, из которых следует, что совокупности установленных требований в отношении спорного товара соответствуют товары нескольких производителей:
- Наборы для кратковременного или длительного периферийного доступа к центральной венозной системе, "Бард Эксесс Системс, Инк." РЗН 2016/4148 от 25.01.2023 г;
- Катетер венозный центральный периферически вводимый "Селсайт ПИК-Сел" (CelsiteR PICC-Cel), в наборе РЗН 2020/11780 от 21.08.2020 г. "Б. Браун Медикал";
- Набор для центральной венозной катетеризации "Вигон ГмбХ энд Ко. КГ" ; РЗН 2021/14785 от 14.07.2021.
На заседании Комиссии УФАС Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 24, 48, 49, 51, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МедАрм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2023 г. N 44-332/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023