Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 32" (далее - Заказчик):
ООО "РЕСТ-АРТ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1957-ЭП/23 от 25.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в помещениях СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 32" по адресу: Санкт-Петербург, Петровский остров, ул. Ремесленная, д. 19, строение 1 (извещение N 0172200003822000051),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в помещениях СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 32" по адресу: Санкт-Петербург, Петровский остров, ул. Ремесленная, д. 19, строение 1 (извещение N 0172200003822000051) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 033 068,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РЕСТ-АРТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕСТ-АРТ" заключен государственный контракт N 31 от 25.07.2022 на сумму 10 033 068,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные ч.ч. 9-23 ст. 95 Закона о контрактной системе, в том числе в следующих случаях:
13.5.1. В случае нарушения Участником сроков выполнения работ более 5-ти рабочих дней;
13.5.2. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Участником обязательств по контракту;
13.5.3. Если отступления в выполненных работ от условий контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Участником, либо являются неустранимыми.
13.5.4. В случае отсутствия финансирования со стороны Заказчика по независящим от него причинам.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕСТ-АРТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался выполнить ремонтные работы в помещениях СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 32" по адресу: Санкт-Петербург, Петровский остров, ул. Ремесленная, д. 19, строение 1 (далее - Работы) в срок, не позднее 02.09.2022 (п. 2.2.2 Контракта).
Вместе с тем по состоянию на 20.12.2022 обязательства по Контракту не были выполнены Участником, ввиду чего Заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РЕСТ-АРТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 25.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "РЕСТ-АРТ" принимались все возможные меры для исполнения Контракта и в его действиях отсутствуют признаки недобросовестности.
Так ООО "РЕСТ-АРТ" исполнены и приняты Заказчиком (и не оспариваются, так как были оплачены) Работы по Контракту общей стоимостью 8 697 925,20 рублей, что составляет 87% от всей цены Контракта - 10 033 068,00 рублей.
При этом, необходимо учитывать, что Заказчику не понадобился такой вид работ как "Облицовка стен по системе "КНАУФ" по одинарному металлическому каркасу из ПН и ПС профилей гипсокартонными листами в один слой (С 625): оконным проемом", что подтверждается тем фактом, что Заказчиком были приняты и оплачены без возражений работы по последующим отделочным работам, которые нельзя было начинать без указанного выше вида работ, либо без отказа от исполнения данного вида работ. При этом оплата и приёмка Работ производилась уже 27.12.2022, то есть после принятия Заказчиком Решения, что свидетельствует о наличии потребительской ценности выполненных ООО "РЕСТ-АРТ" Работ для Заказчика.
Кроме того, с ООО "РЕСТ-АРТ" в качестве меры ответственности за несвоевременное исполнение Работ из суммы платежа была удержана неустойка в размере 285 290,90 рублей. Таким образом ООО "РЕСТ-АРТ" уже претерпел негативные последствия и понес ответственность перед Заказчиком.
Основной объем Работ был закончен к сентябрю 2022 года, о чем Заказчик был уведомлен письмом исх. N 6/9-П/22 от 06.09.2022, часть работ предъявлялась Заказчику уже в августе 2022 года (письма исх. N 11/8-П/22 от 12.08.2022, исх. N 10/8-П/22 от 10.08.2022, исх. N 10/8-П/22 от 23.08.2022).
При этом ООО "РЕСТ-АРТ" принимались меры к устранению замечаний Заказчика к выполненным Работам с поэтапным предъявлением исправлений. Вопреки заявлениям Заказчика ООО "РЕСТ-АРТ" регулярно реагировало на претензии и предоставляло ответы по предъявленным замечаниям (исх. N 29/8-П/22 от 02.11.2022, исх. N 37/8-П/22 от 03.11.2022, исх. N 42/8-П/22 от 22.11.2022). В этих же письмах неоднократно указывалось, что Участнику часто предъявлялись претензии относительно работ, выполнение которых не было в принципе предусмотрено Контрактом (работы по водопроводным трубам, монтаж вентиляции в ГРЩ, разработка рабочей документации и т.д.).
Тот факт, что Участник качественно выполнял необходимые Работы подтверждается также тем, что первоначальный мотивированный отказ от приемки обосновывался не претензиями к качеству выполненных Работ, а непредоставлением на бумажном носителе Акта КС-2, согласованного СПбГУ "Служба заказчика администрации Петроградского района" (Мотивированный отказ от 16.12.2022). После устранения документальных недочётов уже 27.12.2022 Работы в согласованном объеме были приняты уполномоченным представителем Заказчика (главным инженером Илюковым И.В.), что подтверждается его электронной подписью на документах о приёмке в ЕИС и подписанным им Заключением от 27.12.2022. Очевидно, что существенные недостатки за столь короткий срок в рамках Работ общей стоимостью более 10 миллионов рублей устранить бы не представилось возможным.
Кроме того, Участник полагает, что Работы на оставшуюся сумму необоснованно не были приняты Заказчиком, о чем Участник уведомлял Заказчика.
Так, Участник, кроме сметы N 3 "Отделочные работы на лестничных клетках" (выполнена в полном объеме кроме видов работ, которые не понадобились самому Заказчику), полностью выполнил Работы, предусмотренные в смете N 2 "Электромонтажные работы" (что подтверждается результатами проведенных испытаний электроустановки N 18-02-2022 от 19.12.2022, который невозможно было бы получить без выполнения всех электромонтажных работ, предусмотренных Контрактом).
Что касается сметы N 1 "Ремесленная демонтаж ГРЩ, перенос ИБП ПНР (ИЮНЬ)", то в данном случае Заказчик также необоснованно отказал в приемке работ. Все работы, предусмотренные данным разделом в рамках договора субподряда, выполняла специализированная организация, являющаяся уполномоченным дистрибьютором и сервисным центром монтируемого оборудования (ООО "БПР-Энерго"), все заданные параметры оборудования были проверены и подтверждены (Акт выполнения пуско-наладочных работ от 31.08.2022), при этом замечания, указанные в акте, устранение которых необходимо для надлежащего функционирования ИБП, не покрывались работами, предусмотренными Контрактом, а ошибка в работе ИБП выдавалась по причине того, что он длительное время не обслуживался надлежащим образом самим Заказчиком (4 года). На необоснованность претензий Заказчику было указано в письмах исх. N 37/8-П/22 от 03.11.2022, исх. N 42/8-П/22 от 22.11.2022.
Таким образом, по словам представителя Участника, фактически Участником были полностью выполнены все Работы, предусмотренные Контрактом, однако, сдать их в полном объеме не представилось возможным из-за недобросовестного поведения самого Заказчика. Данный факт подтверждается так же и тем, что Решение было принято 20.12.2022, то есть уже после того как сам Заказчик приступил к приемке Работ и в итоге им были приняты Работы практически на 90% от стоимости Контракта.
Так же Участник предлагал Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с тем, что фактически все Работы были выполнены, а, следовательно, Участником были выполнены условия для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, предусмотренные ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе (письмо исх. N 29/11-П/22 от 23.12.2022).
Однако письмом от 30.12.2022 N 2532 Заказчик отказал Участнику в расторжении Контракта по соглашению сторон, при этом мотивировка отказа сводилась только к тому, что фактически основанием для одностороннего отказа послужило нарушение сроков. Факт невыполнения каких-либо Работ по состоянию на 30.12.2022 не был надлежащим образом подтвержден Заказчиком, в то время как Участник, напротив, представил все необходимые документы и доказательства, подтверждающие факт выполнения Работ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РЕСТ-АРТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "РЕСТ-АРТ" предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "РЕСТ-АРТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕСТ-АРТ" (ИНН: 7801664694), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2023 г. N РНП-78-197/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023