Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Юнит Групп" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 1988-ЭП/23 от 25.01.2023) на действия СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку антисептических салфеток (извещение N 0372200000123000009) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.01.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200000123000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 999,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что к поставке необходимы антисептические салфетки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары двух предприятий, одно из которых не производит соответствующий извещению товар.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
Комиссия УФАС отмечает, что Заявитель не обеспечил представительство в ходе заседания, а также не предоставил доказательств доказательств того, что ООО "Грани" не производит соответствующие салфетки и они не находятся в товарном обороте.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Оспаривая данный довод жалобы, в первую очередь необходимо обратить внимание на голословные и ничем не подтвержденные утверждения подателя жалобы об ограничении количества участников закупки и необоснованности вышеуказанных характеристик.
Характеристики размера, обоснованы заказчиком надлежащим образом, согласно ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Обоснование указано сразу при описании соответствующей характеристики.
Говоря об ограничении количества производителей, податель жалобы не приводит никаких доказательств того, почему, по его мнению, вышеуказанные характеристики создают это ограничение.
По позиции N 2, по нашим сведениям, имеются как минимум 3 производителя салфеток антисептических по регистрационным удостоверениям:
ФСР 2009/05438 от 18.03.2022 года производства ООО "М.К. Асептика" (об этом также утверждает податель жалобы).
РЗН 2016/4491 от 26.07.2021 года производства ООО "Грани". Данные салфетки также соответствуют потребности Заказчика, Регистрационное удостоверение является действующим на данный момент, в нем указан размер, соответствующий потребности Заказчика. При этом, ООО "Грани" является действующим юридическим лицом, имеющим свой сайт - https://ooograni.ru/, который также работает и успешно функционирует. То, что подателю жалобы "сообщили" о том, что ООО "Грани" не производят салфетки необходимого размера ничем не подтверждено. Все объективные данные говорят о том, что данные салфетки зарегистрированы и обращаются на территории РФ в качестве медицинского изделия без каких либо ограничений.
РЗН 2016/4620 от 19.10.2020 года производства ООО "Авангард". Обращаем внимание на тот факт, что в инструкции к данному медицинскому изделию указано, что допуски по размерам изделий свыше 100 мм, составляют +-10 мм. (страница 4 инструкции). Так как в данном РУ прямо поименован размер 135 х 185 мм, а также 140 х 190 мм, с учетом допусков, зарегистрированных в Росздравнадзоре, производитель имеет право производить данные изделия размером, который требуется в описании объекта закупки. При этом, обращаем внимание, что в случае подачи заявки с подобным регистрационным удостоверением, у комиссии Заказчика будут отсутствовать основания для отклонения заявки, а в случае отклонения заявки, такое отклонение будет признано необоснованным на основании сведений из инструкции, которая является частью эксплуатационной документации на медицинское изделие, которая входит в состав регистрационного досье.
Аналогичные размеры и допуски имеют салфетки по регистрационному удостоверению N РЗН 2020/9832 от 27.03.2020 года. Согласно инструкции данные салфетки выпускаются разных размеров, в том числе - (135,0_10,0) X (185,0_10,0) мм (страница 9 инструкции)
Аналогичные размеры и допуски имеют салфетки по регистрационному удостоверению N РЗН 2021/14086 (страница 4 инструкции).
Инструкции и регистрационные удостоверения прилагаем.
Обращаем внимание, что салфетки с требуемыми характеристиками свободно обращаются и закупаются по государственным контрактам. В подтверждение приводим реестр контрактов:2551500701322000244.
Также, обращаем внимание на контракт, заключенный в декабре 2022 года с салфетками размером 130*180 производства ООО "Грани". При этом, к Контракту приложено письмо от Поставщика о наличии таких салфеток на складе и готовности их поставить в любой момент (письмо прилагаем).
Расчет начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) был произведен в соответствии с действующим законодательством на основании методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N567. Начальная (максимальная) цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В целях определения НМЦК был проведен мониторинг цен на товар и получены коммерческие предложения от трех компаний. Полученные ответы подтверждали возможность поставки товара в соответствии с описанием объекта закупки. Из этого можно сделать вывод о том, что расчет НМЦК произведен Заказчиком корректно и без нарушений законодательства о закупках.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Довод жалобы относится к бездоказательным рассуждениям подателя жалобы с использованием терминов, понятных лишь подателю жалобы.
Далее, податель жалобы оспаривает потребность Заказчика в части установления именно тех допусков по размерам, что указаны в описании объекта закупки. Относительно этого тезиса отметим, что ссылка подателя жалобы на закупку N 0372200000122000530 не подлежит рассмотрению, так как не относится к данной закупочной процедуре. Заказчик формирует описание объекта закупки на основании своей потребности. Потребность Заказчика может изменяться в зависимости от фактических обстоятельств работы ЛПУ, потребности и желания специалистов, проводящих те или иные медицинские манипуляции.
Относительно количества салфеток сообщаем, что данная процедура закупки сформирована на основании ч.24. ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения контракта заказчик может выбирать из заранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку.
Сообщаем, что позиция КТРУ 32.50.50.190-00001057 не содержит в себе характеристик в разделе "описание товара, работы, услуги". Приведенная в запросе информация это часть описания кода вида медицинского изделия из раздела "Справочная информация".
При этом, данная информация не образует описания объекта закупки и использовать информацию из этого раздела - не обязательно. В подтверждение приводим точку зрения самого составителя КТРУ, изложенную в письме 24-06-05/74463 от 25.08.2020 года (пункт 6):
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил использования каталога в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, классификацией технических средств реабилитации (изделий), утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н.
Минфин России сообщает, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона N 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком.
Так как "справочная информация" из позиции КТРУ не является обязательной к применению при составлении описания объекта закупки, следовательно, при описании объекта закупки Заказчик вправе установить любые характеристики не обращая на эту информацию внимание.
Характеристики Заказчика не могут противоречить справочной информации только лишь потому, что справочная информация характеристик описываемого Заказчиком изделия не содержит, а в описании объекта закупки приведена именно с целью справки.
При этом, важно отметить, что правила использования каталога товаров работ и услуг, утвержденных Постановлением Правительства N 145 утверждают, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога
Устанавливая код ОКПД 2 в закупке Заказчик не преследовал цель изменить способ определения поставщика или избежать применения к закупке дополнительных ограничений в виде применения нормативных актов, ограничивающих, либо устанавливающих особые условия допуска товаров, а также иных ограничений по отношению к закупке.
Код ОКПД2 носит справочный характер и не должен восприниматься участником закупки в качестве описания товара или каких-либо характеристик товара, требуемых Заказчику или его назначения. Описание и характеристики товара, требуемого Заказчику указаны в графе - Технические характеристики.
При этом даже само название графы указывает участнику закупки на то, что именно по показателям, указанным в данной графе, заказчик будет проверять соответствие товара, характеристики которого участник закупки укажет в своей заявке.
Согласно ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 настоящей статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и осуществляет в установленной сфере контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Комиссией УФАС не рассматривается.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, отсутствие пояснений со стороны Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Юнит Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2023 г. N 44-325/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023