Резолютивная часть решения оглашена 25.01.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_...заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_... - заместителя начальника отдела;
_..главного специалиста-эксперта,
_...ведущего специалиста- эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя __..(г. Курган) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству искусственного освещения в п.Красный Октябрь на автомобильной дороге Сенинские Дворики-Красный Октябрь-"Павловское-Тюрмеровка" в Ковровском районе Владимирской области (N закупки 0128200000122009520) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (ГБУ "Владупрадор"): _..(доверенность от 19.01.2023 г. N6),
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган): __. (доверенность от 09.01.2023 г. N10).
Заявитель жалобы, уведомленный о времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
25.01.2023 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 26.01.2023 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-40/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
20 января 2023 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя _.. (далее - ИП, Заявитель) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству искусственного освещения в п.Красный Октябрь на автомобильной дороге Сенинские Дворики-Красный Октябрь-"Павловское-Тюрмеровка" в Ковровском районе Владимирской области (N закупки 0128200000122009520)
Довод 1.
Заказчиком используется неактуальный порядок оценки заявок участников закупки.
Так Заявитель указал, что для критерия оценки "Цена контракта" в извещении о проведении закупки не установлены положения пп. "б" п. 9 и п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021).
Довод N2.
Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе в сфере закупок неверно указал в проекте контракта срок возврата обеспечения, в случае предоставления последнего в денежном выражении.
Заказчик, в свою очередь, пояснил следующее.
Излишне указанная в Приложении N4 к извещению формула по оценке стоимости конкурсных предложений не могла быть применена вообще и ее наличие не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
В части, пункта 5.2. контракта, предусматривающего возврат денежных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения Контракта в течение 10 (десяти) дней - не противоречит положениям ст.34 Федерального закона N44-ФЗ, поскольку такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, жалобу Заказчик просит признать необоснованной.
Нарушений законодательства со стороны заказчика при осуществлении данной закупки не допущено.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Данная закупка проводится в рамках государственной программы "Дорожное хозяйство Владимирской области".
Извещение о проведении данного открытого конкурса в электронной форме утверждено приказом главного инженера государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" от 13.12.2022 N 575. На основании вышеизложенного, указанная закупка размещена уполномоченным органом Владимирской области в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ 29.12.2022, реестровый номер закупки 0128200000122009520.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа Владимирской области при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.12.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение с приложениями о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0128200000122009520 на выполнение работ по устройству искусственного освещения в п.Красный Октябрь на автомобильной дороге Сенинские Дворики-Красный Октябрь-"Павловское-Тюрмеровка" в Ковровском районе Владимирской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 287 066,00 рублей.
Касаемо довода N1.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
16.11.2022 г. - начало действия новой редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В п. 1 Положения установлено, что настоящие Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 Положения: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп. "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
Согласно п. 9 Положения Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
(пп. "б" введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
Согласно п. 10 Положения если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
11. Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0128200000122009520 критерии оценки установлены в приложении N4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах".
Так, критериями являются: цена контракта (значимость критерия - 60%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 40%).
Согласно п. 1 Критериев и показателей оценки заявок на участие в закупке, установлены следующие формулы оценки или шкала оценки:
Оценка и сопоставление заявок осуществляется согласно пунктам 9, 10, 11 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
1. Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта", присваиваемое заявке, которая подлежит оценке по указанному критерию оценки, определяется по формуле:
, где:
- предложение участника закупки о цене контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса, заявка которого подлежит (далее - ценовое предложение);
- наилучшее ценовое предложение из числа предложенных участниками закупки.
2. Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта" определяется в следующем порядке:
а) для заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки определяется по формуле:
, где
- начальная (максимальная) цена контракта;
б) для заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки определяется по формуле:
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего формулы для расчета баллов по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" отличные от п. 9, п. 10 ПП РФ N 2604, имеется нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно Протоколу подведения итогов от 24.01.2023 г. N 0128200000122009520, участники конкурса предложили следующие цены контракта:
Общие сведения об итогах процедуры закупки |
Идентификационный номер заявки |
Дата и время подачи заявки |
Решение комиссии по результатам рассмотрения |
Итоговая цена |
Итоговое значение по критерию оценки заявки |
Порядковый номер заявки по результатам рассмотрения и оценки заявки |
238 |
20.01.2023 06:52:54 |
Соответствует |
6 149 000,00 |
94.53 |
1 |
212 |
19.01.2023 15:15:38 |
Соответствует |
6 287 066,00 |
93.82 |
2 |
43 |
19.01.2023 08:55:31 |
Соответствует |
6 287 066,00 |
78.48 |
3 |
135 |
15.01.2023 00:27:49 |
Соответствует |
6 287 066,00 |
64.01 |
4 |
223 |
18.01.2023 15:33:47 |
Соответствует |
5 700 000,00 |
62.20 |
5 |
182 |
19.01.2023 14:32:14 |
Соответствует |
6 200 000,00 |
59.82 |
6 |
150 |
19.01.2023 15:15:55 |
Соответствует |
5 800 000,00 |
58.95 |
7 |
Идентификационный номер заявки |
Оценка предложения |
|
Без учета значимости |
С учетом значимости |
|
135 |
89.70 |
53.82 |
223 |
100.00 |
60.00 |
43 |
89.70 |
53.82 |
182 |
91.23 |
54.74 |
212 |
89.70 |
53.82 |
150 |
98.25 |
58.95 |
238 |
92.12 |
55.27 |
Таким образом, формула, предусмотренная пп. б, п. 9 ПП РФ N 2604, не указанная Заказчиком, не применима для расчета в данном случае.
Касаемо довода N2.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В рассматриваемом случае заказчиком установлены в извещении преимущества "предоставление преимуществ при участии в закупке: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (согласно статье 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Вместе с тем, в пункте 5.2 проекта контракта заказчиком указано "Денежные средства, предоставленные Подрядчиком Заказчику в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Подрядчику Заказчиком в течение 10 (десяти) дней, с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом".
Таким образом, требование части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком исполнено не в полном объеме.
Пунктом 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя __. (г. Курган) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству искусственного освещения в п.Красный Октябрь на автомобильной дороге Сенинские Дворики-Красный Октябрь-"Павловское-Тюрмеровка" в Ковровском районе Владимирской области (N закупки 0128200000122009520) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной торговой площадки не выдавать ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
.
Исп.Евграфова Е.А.
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 января 2023 г. N 033/06/48-40/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2023