Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Техника" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Осинкая ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница" (изв. N 0356300118323000001),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 26.01.2023 г. в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 31.01.2023 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300118323000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.01.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 268 500,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.01.2023 г.
1. По мнению Заявителя, в Техническом задании преднамеренно установлены требования о приглашаемом на приемку оборудования представителе, приводящие к ограничению конкуренции. Кроме того, по мнению Заявителя, Техническое задание содержит требования о проведении экспертизы оригинальности запасных частей, при этом, в Техническом задании отсутствуют критерии оригинальности.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что если исполнитель надлежащим образом исполнит обязательства, предусмотренные контрактом, не имеет значения, какая организация выступит экспертом на стороне Заказчика при приемке услуг. Заказчик пояснил также, что в связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками МИ, а также необходимостью обеспечения взаимодействия такого товара с товарами, используемыми Заказчиком, при выполнении ремонта должны использоваться детали и запасные части торговых знаков "SonoScape", эквивалент товара не устанавливается.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о закупках, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона о закупках, заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случае, предусмотренном частью 3 статьи 94 настоящего Федерального закона. Заказчики вправе привлекать экспертов, экспертные организации в целях экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в закупке.
В силу ч. 2 ст. 41 Закона о закупках, к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Согласно извещению, объектом оспариваемой закупки является оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница" (которому соответствует код ОКПД2 - 33.12.29.900).
Установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Так, раздел 2 Технического задания содержит, в том числе, следующие положения:
- Передача оборудования из ремонта Заказчику производится на территории Заказчика сотрудником Исполнителя с подписанием акта сдачи - приемки и вводом в эксплуатацию. Приемка оборудования в течение 3х дней с момента получения оборудования Заказчиком.
Заказчик вправе пригласить на приемку оборудования представителя торговой марки "Olympus".
Комиссия отмечает, что исходя из норм Закона о контрактной системе, Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия не находит требования Технического задания о возможности приглашения на приемку оборудования представителя торговой марки "Olympus" неисполнимыми и ограничивающими возможность принятия участия в обжалуемой закупке для неограниченного круга хозяйствующих субъектов. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Необходимо отметить, что оспариваемые Заявителем положения установлены Заказчиком в соответствии с положениями ст. 41, ст. 94 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с разделом N 2 Технического задания, в связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками оборудования, при выполнении ремонта должны использоваться детали и запасные части торговых знаков "SonoScape". Эквивалент товара не устанавливается, что обусловлено несовместимостью товара и необходимостью обеспечения взаимодействия такого товара с товарами, используемыми Заказчиком (в соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ).
Согласно разделу N 3 Технического задания, исполнитель должен гарантировать качество заменяемых деталей и запасных частей. Заказчик вправе проверить оригинальность запасных частей, проведением экспертизы.
Таким образом, исходя из контекста положений Технического задания, оригинальность запасных частей означает, что данные запасные части должны быть изготовлены тем же производителем, что и МИ, ремонт которого требуется осуществить в рамках Технического задания.
Следовательно, в данном случае потребность Заказчика в оригинальности запасных частей обусловлена необходимостью обеспечения совместимости используемых в ходе ремонта запасных частей и МИ.
При этом, подтверждением оригинальности, могут служить, в том числе, результаты экспертизы используемых исполнителем в ходе оказания услуг запасных частей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что каких-либо запросов на предоставление разъяснений положений извещения, в адрес Заказчика от Заявителя не поступало.
Кроме того, указанные Заявителем обстоятельства не свидетельствуют о невозможности подачи заявки на участие в закупке для потенциальных участников.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
2. Заявитель указывает также, что в аукционной документации содержатся противоречия в части срока выполнения работ.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что в проекте контракта Заказчиком предусмотрен увеличенный срок оказания услуг, так как в срок оказания услуг входит: срок выполнения ремонта, срок сдачи-приемки услуг.
Согласно разделу N 2 Технического задания, срок выполнения работ: 7 (семь) календарных дней с момента подписания Контракта.
В соответствии с п. 1.3 Проекта контракта к извещению N 0356300118323000001, срок начала оказания услуг: с даты заключения Контракта.
Согласно п. 1.4 Проекта контракта, срок окончания оказания услуг: 31.03.2023 г.
В силу п. 9.2 Проекта контракта, срок исполнения настоящего Контракта - 30.04.2023 г.
Таким образом, указанные положения Проекта контракта, Технического задания не коррелируют между собой в части срока окончания оказания услуг.
Следует отметить, что иными положениями извещения не предусмотрен порядок, которым предусматривается применение вышеуказанных положений.
Приведенные выше обстоятельства вводят в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Комиссия отмечает, что формулировки, указанные в приложениях к извещению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованным в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
На основании указанного, довод Заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
3. По мнению Заявителя, в техническом задании преднамеренно установлены требования к неограниченному объему работ и запасных частей, приводящие к ограничению конкуренции.
В письменных пояснениях Заказчик пояснил, что указание на обязанности Исполнителя приобрести за свой счет дополнительные запасные части и материалы позволит Заказчику без увеличения цены Контракта получить полностью отремонтированное оборудование. В противном случае Исполнитель может не привести оборудование в работоспособное состояние в связи с отсутствием указания на определенные запасные части в Техническом задании.
Так, раздел N 1 Технического задания включает в себя следующие положения:
1. Ремонт видеогастроскопа "SonoScape", модель EG 300, серийный номер 701007812
1.1. Распайка - спайка видеосистемы;
1.2. Полная разборка-сборка прибора;
1.3. Замена рабочего тубуса;
1.4. Замена инструментального канала;
1.5. Замена конуса светового тубуса;
1.6. Замена оболочки раковой шейки;
1.7. Регулировка углов изгиба раковой шейки;
1.8. Герметизация;
1.9. Окончательная проверка работоспособности.
Раздел N 2 Технического задания включает в себя, в том числе, следующие положения:
- Заказчик передает оборудование в том техническом состоянии, в котором оно находится после проведения диагностических работ, а Исполнитель обязан принять данное оборудование и отремонтировать его. В случае, если при выполнении работ будут выявлены дополнительные дефекты, Исполнитель устраняет их за свой счет, без дополнительной оплаты со стороны Заказчика.
Согласно п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.06.2017 N 513-ст) (далее - ГОСТ Р 57501-2017), В том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции согласно [8]. В этом случае в ТЗ должны содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к ТЗ должны быть приведены:
- перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на МИ, для ремонта которых они применяются;
- перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на МИ, для ремонта которых данные работы проводятся.
Таким образом, ввиду отсутствия возможности определить количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, на основании п. 5.6.2.3. ГОСТ Р 57501-2017, Заказчиком в описании объекта закупки должен был быть установлен весь перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, а также требования к идентификации запасных частей, качеству поставляемых запасных частей, срокам поставки и/или установки запасных частей, гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей.
При этом, в ходе анализа извещения к вышеуказанной закупке, а также исходя из пояснений Заказчика, Комиссией установлено, что в нарушение п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017 Заказчиком в Техническом задании был приведен не полный перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ.
Указанные обстоятельства не позволяют определить объем оказываемых услуг потенциальным участникам аукциона.
На основании указанного, довод Заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Согласно ч. 24 ст. 22 Закона о закупках, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Закона о закупках, участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
На основании указанного, в данном случае Заказчику следовало руководствоваться положениями ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 49 Закона о закупках.
4. Заявитель указывает, что в нарушение положений ГОСТ Р 57501-2017, Техническое задание не содержит полного перечня информации, предусмотренного п. 7 указанного стандарта.
Заказчик с доводом Заявителя не согласен, о чем указал в своих письменных пояснениях.
Согласно, разделу N 1 Технического задания исполнителю необходимо оказать услугу по ремонту видеогастроскопа "SonoScape", модель EG 300.
Так, техническое задание содержит сведения о наименовании медицинского изделия (далее - МИ), модели и серийном номере.
Согласно п. 7 ГОСТ Р 57501-2017, перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию должен иметь указание на:
- наименования МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- модели (марки) МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- наименования изготовителя (производителя);
- номера регистрационного удостоверения МИ;
- года выпуска;
- заводского/сервисного номера;
- инвентарного номера;
- места размещения в медицинской организации (корпус, кабинет или структурное подразделение).
Вместе с тем, в нарушение положений п. 7 ГОСТ Р 57501-2017, Техническое задание не содержит сведений наименования изготовителя (производителя) МИ, номера регистрационного удостоверения МИ, годе выпуска и т.д.
На основании указанного, довод Заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техника" на действия ГБУЗ ПК "Осинкая ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница" (изв. N 0356300118323000001) обоснованной в части 1, 2, 3 доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п. 7 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 января 2023 г. N 941/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023