В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх.N 18319-ЭП/22 от 05.12.2022 г.) на основании уведомления (исх.N 14911/22 от 21.12.2022) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ФГБОУ ВО "Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова" (далее - Заказчик), единой комиссией ФГБОУ ВО "Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова" (далее - Аукционная комиссия) при проведении закупок (изв.N 0356100001622000003, 0356100001620000102, 0356100001619000088, 0356100001619000028, 0356100001621000004, 0356100001621000010, 0356100001621000006, 0356100001620000001, 0356100001620000004, 0356100001619000032, 0356100001619000031), при заключении гражданско-правового договора N 141 от 20.04.2021 г.
Продолжительность проверки: с 26.12.2022 г. по 27.01.2023 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупок (изв.N 0356100001622000003, 0356100001620000102, 0356100001619000088, 0356100001619000028, 0356100001621000004, 0356100001621000010, 0356100001621000006, 0356100001620000001, 0356100001620000004, 0356100001619000032, 0356100001619000031), при заключении гражданско-правового договора N 141 от 20.04.2021 г.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно извещению N 0356100001620000102 Заказчиком проводился электронный аукциона на поставку терминала доступа для дистанционного измерения температуры тела человека в области лица, а также сканирования лица на предмет наличия человека в базе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.12.2020 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 900 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.01.2021 г.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о закупках, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно п. 3 раздела 3 информационной карты аукционной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно "Инструкции по заполнению заявки" информационной карты аукционной документации при описании товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п. 2 Приложения 2 к информационной карте "Техническое задание" показателей товаров.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены п. 1.1 раздела 6 информационной карты аукционной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 ст. 66 Закона о закупках, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В ч. 1 ст. 69 Закона о закупках указано, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о закупках заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация:
10) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 установлены меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ПП РФ N 878).
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Аукционная документация также содержит указание на применение ПП РФ N 878, а также условия допуска согласно приказу N 126н (п. 23 раздела 3 информационной карты аукционной документации).
ПП РФ N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 3 ПП РФ N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Согласно п. 4 ПП РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В силу п. 5 ПП РФ N 878 подтверждением случая, установленного п. 4 ПП РФ N 878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1.1 приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В силу п. 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара (п. 1.6 приказа N 126н).
Согласно п. 2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о закупках, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложении, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Комиссией установлено, что аукционная документация, в соответствии с требованиями п. 4,5 ПП РФ N 878, содержит обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2021 N0356100001620000102-1 на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки. Заявка N 142 была отклонена аукционной комиссией на основании несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, требованиям п. 1.1. раздела 6 Главы I Информационной карты документации об аукционе в электронной форме.
Изучив представленные документы и информацию, в том числе заявки участников закупки, представленные оператором электронной площадки, Комиссия установила, что первая часть заявки N 142 содержит конкретные показатели, не соответствующие требованиям Технического задания, положениям инструкции по заполнению заявки, в частности, согласно требованиям Технического задания значение показателя "Размер экрана" является следующим "8" LCD, сенсорный". В заявке N 142 участником по данному показателю указано следующее значение - "7" IPS, не сенсорный".
В составе первой части заявки N 249 указаны конкретные показатели, соответствующие требованиям Технического задания, инструкции по заполнению заявки.
В действиях Аукционной комиссии нарушений положений закона о закупках не установлено.
В силу ч. 1 ст. 83.2 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о закупках протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 ст. 83.2 Закона о закупках), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о закупках, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 ст. Закона о закупках, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно информации, размещенной в ЕИС 25.01.2021 г. Заказчиком был размещен проект контракта для подписания его победителем закупки.
01.02.2021 г. между Заказчиком и ИП Никифоровым Д.А. был заключен контракт.
2. Согласно извещению 0356100001619000028 Заказчиком проводился электронный аукциона на оказание услуг по уборке учебных, административных корпусов и придомовой территории, гардеробному обслуживанию объектов ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ во II полугодии 2019 года.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.05.2019 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 214 433,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.06.2019 г.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о закупках заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 Закона о закупках, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о закупках.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона о закупках при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о закупках, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению, п. 20 раздела 5 информационной карты аукционной документации, участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о закупках (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о закупках аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о закупках, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закона о закупках, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.06.2019 N0356100001619000028-1 на участие в закупке поступило 15 заявок, первые части которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.07.2019 N0356100001619000028-3 участие в электронном аукционе приняли 9 заявок, заявка N 196 признана Аукционной комиссией несоответствующей требованиям аукционной документации на основании непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 5 ст. 66 Закона о закупках и пп. 3 п. 2 раздела 8 документации об аукционе в электронной форме (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о закупках), в частности, участником не представлена декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В ходе анализа заявки N 196, а также информации, представленной оператором электронной площадки, декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки участником не подавалась.
В составе заявок участников, признанных соответствующими требованиям аукционной документации, представлены необходимая информация и документы.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, проверяющей заявки на соответствие их требованиям извещения о проведении закупки, аукционной документации, нарушений положений Закона о закупках не допущено.
В силу ч. 1 ст. 83.2 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о закупках протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 ст. 83.2 Закона о закупках), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о закупках, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 ст. Закона о закупках, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно информации, размещенной в ЕИС 05.07.2019 г. Заказчиком был размещен проект контракта для подписания его победителем закупки.
15.07.2019 г. между Заказчиком и ИП Никифоровым Д.А. был заключен контракт.
Согласно п. 9, 10 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
- копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
- информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.
В силу ч. 3 ст. 103 Закона о закупках в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о закупках и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Комиссией установлено, что в разделе "Вложения" реестровой записи контракта в ЕИС N 1590229079419000047 Заказчиком 05.12.2019 г. информация об исполнении N 1. Так, Заказчиком размещен акт сдачи-приемки оказанных услуг N 173 от 02.12.2019 г., акт N 173 от 02.12.2019 г.
Таким образом, требования ч. 3 ст. 103 Закона о закупках Заказчика соблюдены.
Аналогичным образом, не установлено нарушений при проведении закупок N 0356100001622000003, 0356100001619000088, 0356100001619000028.
3. Согласно извещению N 0356100001621000004 Заказчиком проводился электронный аукциона на оказание услуг по физической охране и осуществлению контрольно-пропускного режима, по технической охране (с использованием пульта центрального наблюдения, кнопки тревожной сигнализации с вызовом группы быстрого реагирования) в учебных корпусах и на объектах ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.02.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 7 034 700,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.02.2021 г.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о закупках документов и информации, не допускается.
Как указано выше объектом закупки является закупка охранных услуг.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 32 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
В силу ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Следовательно, участникам закупки для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации следует предоставить во второй части заявки соответствующую лицензию на оказание охранных услуг.
Комиссией установлено, что в п. 2 раздела 6 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, содержащей виды услуг, предусмотренные ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.02.2021 N0356100001621000004-1 на участие в закупке поступило 5 заявок, первые части которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.02.2021 N0356100001621000004-3 участие в электронном аукционе приняли участие 3 заявки, заявка N 210 признана Аукционной комиссией несоответствующей на основании непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 5 ст. 66 Закона о закупках и пп. 4 п. 2 раздела 6 документации об аукционе в электронной форме (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о закупках).
В ходе анализа заявок, Комиссией установлено, что в составе заявки N 210 требуемая лицензия не представлена. В составе заявок N 236, 41 соответствующая лицензия представлена.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, проверяющей заявки на соответствие их требованиям извещения о проведении закупки, аукционной документации, нарушений положений Закона о закупках не допущено.
Согласно информации, размещенной в ЕИС 03.03.2021 г. Заказчиком был размещен проект контракта для подписания его победителем закупки.
10.03.2021 г. между Заказчиком и ООО "Охранное агентство "Корона-Секьюрити"" был заключен контракт.
Согласно п. 9, 10 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
- копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
- информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.
В силу ч. 3 ст. 103 Закона о закупках в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ст. 103 Закона о закупках и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Комиссией установлено, что в разделе "Вложения" реестровой записи контракта в ЕИС N 1590229079421000021 Заказчиком 05.12.2019 г. информация об исполнении N 24. Так, Заказчиком размещены платежные поручения N 489534, 489533 от 17.08.2021 г. (регламентированный срок размещения - 24.08.2021 г.)
В нарушение требований ч. 3 ст. 103 Закона о закупках платежные поручения от 17.08.2021 г. размещены с нарушение регламентированного Законом о закупках срока.
Аналогичное нарушение установлено при видении реестровых записей контрактов N 1590229079421000024, 1590229079420000023, 1590229079420000020 заключенных по результатам закупок N 0356100001621000006, 0356100001620000001, 0356100001620000004.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Установлено, что с момента совершения административных правонарушений, прошло более одного года.
С учетом изложенного и принимая во внимание положения ч.6 ст.24.5 КоАП РФ, основания для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика по данным нарушениям отсутствуют.
4. Относительно заключенного гражданско-правового договора N 141 от 20.04.2021 г. (далее- договор N 141) Заказчик в письменных пояснениях указал, что договор N 141 был заключен в связи с отсутствием услуг по уборке в рамках исполнения контракта N 16.21 СПМ от 24.03.2021 г., заключенного между Заказчиком и ООО "Пермпрофи". Поскольку ООО "Пермпрофи" услуги не оказывались, Заказчик, в связи с необходимостью, вынужден был заключил гражданско-правовой договор с ИП Никифоровым Д.А. на срок с 08.04.2021 г. по 10.04.2021 г. по цене 92 000,00 руб. В связи с задержкой, согласование договора N 141 было завершено лишь 19.04.2021 г. Договор N 141 был заключен 20.04.2022 г. В тот же день между Заказчиком и ИП Никифоровым Д.А. было заключено дополнительное соглашение об изменении срока оказания услуг с 20.04.2021 г. по 22.04.2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о закупках конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителя) являются: конкурсы; аукционы; запросы котировок в электронной форме.
Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках, если такая закупка осуществляется в электронной форме, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках - до шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках, если такая закупка осуществляется в электронной форме, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Вместе с тем, по своему содержанию п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст. 93 Закона о закупках носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно в силу несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки либо в случаях отсутствия времени, необходимого для организации торгов.
Согласно решению по обращению ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ (вх. N 006518 от 16.04.2021 г.) о включении ООО "Пермпрофи" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что ООО "Пермпрофи" услуги оказывались ненадлежащим образом, 23.03.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе. Решение вступило в силу 12.04.2021 г. Следовательно, договор N 16.21 СПМ от 25.03.2021 г., заключенный между Заказчиком и ООО "Пермпрофи", прекратил свое действие с момента вступления решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения.
20.04.2021 г. на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках между Заказчиком и ИП Никифоровым Д.А. был заключен договор N 141 на оказание услуг по уборке объектов ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, придомовой территории. Срок оказания услуг с 08.04.2021 г. по 10.04.2021 г. Дополнительным соглашением от 20.04.2021 г. срок оказания услуг был изменен с 20.04.2021 г. по 22.04.2021 г.
На основании указанного, поскольку срок исполнения обязательств и действия договора N 16.21 СПМ от 25.03.2021 г. не затрагивает начало исполнения обязательств по договору N 141 от 20.04.2021 г. Комиссия не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушений требований законодательства РФ.
ВЫВОД:
1. В действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении закупок (изв.N 0356100001622000003, 0356100001620000102, 0356100001619000088, 0356100001619000028, 0356100001621000004, 0356100001621000010, 0356100001619000032, 0356100001619000031), при заключении гражданско-правового договора N 141 от 20.04.2021 г., нарушений положений Закона о закупка не выявлено.
2. В действиях Заказчика при видении реестровой записей контрактов N 1590229079421000024, 1590229079420000023, 1590229079420000020 заключенных по результатам закупок N 0356100001621000006, 0356100001620000001, 0356100001620000004 имеется нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку заключены контракты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 января 2023 г. N 15 (ключевые темы: участники закупок - аукционная документация - аукционная комиссия - заявка на участие в электронном аукционе - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023