На основании приказа Красноярского УФАС России N9/23 от 18.01.2023 Инспекция Красноярского УФАС России в составе: Кирилловой А.А. - руководителя инспекции, начальника отдела, членов инспекции: Грицай М.А. - заместителя начальника отдела; Котовой Екатерины Витальевны - ведущего специалиста-эксперта; Пшенниковой А.Н. - ведущего специалиста-эксперта; Мамедовой Г.Г. - специалиста-эксперта (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку действий Муниципального казённого учреждения "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска" (далее - Заказчик), уполномоченного органа администрации города Ачинска, закупочной комиссии, в рамках проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству территории "Березовая роща" извещение N 0119300000122000464 (далее - Открытый конкурс), размещенного на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), конкурсной комиссии.
Основанием для проведения проверки явилось поручение ФАС России от ФАС России от 13.06.2019 N МС/49839-ПР/19.
Проверка начата 18 января 2022, окончена 31 января 2022.
Проверяемый период: с 16.11.2022 по 20.12.2022.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены представленные Заказчиком и Оператором электронной площадки в соответствии с запросом Красноярского УФАС России, опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого Открытого конкурса ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"), полученные Инспекцией путем формирования запроса в Государственной информационной системе "Независимый регистратор", документы и информация:
1) извещение о проведении Открытого конкурса;
2) протоколы, составленные в ходе проведения Открытого конкурса;
3) заявки участников Открытого конкурса;
4) иные документы и информация, представленные Заказчиком и Оператором электронной площадки;
5) иные документы и информация, полученные по запросу Инспекции в Государственной информационной системе "Независимый регистратор",
6) иные документы и информация, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок.
Мотивировочная часть
Внеплановая проверка проводится на основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурентных закупок определен в статьях 48-51 § 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В связи с возникшей потребностью Заказчика, уполномоченный органом 16.11.2022 были совершены действия по размещению извещения о проведении Открытого конкурса в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Предметом закупки является выполнение работ по благоустройству территории "Березовая роща".
Инспекцией установлено, что выбор Заказчиком такого способа определения поставщика, как открытый конкурс, соответствует требованиям статьи 24 и 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Нарушений сроков размещения в единой информационной системе извещения о проведении Открытого конкурса не установлено.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Инспекция, проанализировав коды позиций КТРУ, не установила, что каталог содержит те позиции, которые соответствуют объекту закупки.
Согласно содержанию извещения Открытого конкурса, заказчиком применен код ОКПД2 43.99.90.190 - Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки. Таким образом, примененный код ОКПД2 в полной мере соответствует предмету закупки.
Исследовав описание объекта закупки, Инспекция установила, что уполномоченным органом, исходя из потребности Заказчика, сформулированы правомерные требования к услугам, являющимся предметом закупки.
Также Инспекция установила, что уполномоченным органом на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Кроме того, к извещению о проведении закупки приложен проект контракта, проведя анализ положений которого, Инспекция не установила нарушений требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
Проанализировав иные положения извещения об Открытом конкурсе, а также включаемые в его состав документы, Комиссия также не установила нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Порядок размещения извещения об Открытом конкурсе, разъяснений положений извещения об осуществлении закупки определен статьей 42 Закона о контрактной системе.
Инспекцией не установлено нарушений, связанных с размещением извещения в ЕИС.
Порядок рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе предусмотрен статьёй 48 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пункт 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе устанавливает, что не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из требований части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с Законом о контрактной системе заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Из протокола подведения итогов от 07.12.2022 NИЭОК1 следует, что на участие в закупке были поданы 2 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения. Заявке Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙГРАНД" (далее - ООО "СТРОЙГРАНД") (далее - Победитель открытого конкурса) было присвоено 1 место в соответствии с требованиями части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, поскольку указанным участником Открытого конкурса были предложены лучшие условия исполнения контракта, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Из смысла части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Инспекцией установлено, что 20.12.2022 по результатам Открытого конкурса был заключён контракт N 0119300000122000464 с ООО "СТРОЙГРАНД" (реестровый номер N 3244304850222000036).
Анализ контракта показал Инспекции, что данный контракт заключен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Нарушений порядка заключения контракта, предусмотренного статьей 51 Закона о контрактной системе, Инспекцией не установлено.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушений сроков размещения заказчиком в единой информационной системе сведений о заключении контракта не установлено.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения Открытого конкурса, имеющего извещение N 0119300000122000464, Инспекцией не установлено нарушений в действиях субъектов контроля.
Руководитель инспекции, |
|
А.А. Кириллова |
Члены инспекции: |
|
М.А. Грицай
Е.В. Котова
А.Н. Пшенникова
Г.Г. Мамедова |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 января 2023 г. N 024/10/99-133/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023