Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заказчик) о внесении сведений об ИП Золотове В.А. (далее - подрядчик, предприниматель, ИП) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" с просьбой о внесении сведений об ИП Золотове В.А. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 210029 от 09.03.2022, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту муниципальных квартир", номер извещения 0319300010122000029 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ИП Золотовым В.А. условий контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и ИП было направлено уведомление о проведении проверки по включению в РНП, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседании Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица,
привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, назначенном на 31.01.2023 в часов 10 минут 00, присутствовал представитель ИП Золотова В.А., надлежащим образом подтвердивший свои полномочия. Заказчик участие своего представителя не обеспечил.
Из пункта 12 Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей, рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из обращения заказчика, следует, что между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" и ИП Золотовым В.А. по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N 210029 от 09.03.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением ИП Золотовым В.А. обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ИП Золотове В.А. направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, ИП и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона, номер извещения N 0319300010122000029.
Комиссия отмечает, что ИП Золотов В.А. добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта "Подрядчик в течении срока действия настоящего Контракта обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту муниципальных квартир (далее - Работы), перечисленных в Приложении N1 к Техническому заданию (далее - Объекты)".
Кроме того, в соответствии с условиями контракта:
Работы, указанные в пункте 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) и сметной документацией, утвержденной Заказчиком, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Срок (период) выполнения Работ:
- 190 (сто девяносто) календарных дней с даты подписания Контракта.
В соответствии с разделом 12 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 12.01.2023. Решение было размещено в ЕИС - 12.01.2023 года. Решение вступило в законную силу 23.01.2023. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта в одностороннем порядке не нарушена.
Из Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, следует, что необходимым условием для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является наличие фактов, подтверждающих недобросовестность такого лица.
Согласно пункту 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Из материалов проверки, в том числе документов, полученных от сторон и размещенных в ЕИС, Комиссией установлено, что ИП Золотов В.А. выполнил работы на сумму 6 611 881,20 рублей. Цена контракта составляет 16 926 948,00 руб. Таким образом, часть обязательств по контракту была исполнена.
Из информации, представленной ИП Золотовым В.А. следует, что невозможность исполнения оставшейся части обязательств по контракту была вызвана обстоятельствами, независящими от подрядчика, а именно: при выполнении работ были выявлены дополнительные объемы работ, не учтенные контрактом, о чем предприниматель уведомил заказчика (письмо N 51 от 11.05.2022).
ИП Золотов В.А. прямо указывал на то, что очистка помещений от мусора сметной документацией не предусмотрена (дополнительные работы). В связи с чем ИП Золотов В.А. официально передал Заявителю ключи от соответствующих помещений, указав на то, что как только заказчик очистит квартиры от захламлений, ИП Золотов В.А. продолжит выполнение работ по контракту.
Таким образом, 25.05.2022 заказчик получил уведомление ИП Золотова В.А. о приостановке выполнения работ, что в силу действующего законодательства, приостановило выполнение работ в части данных объектов. Ответ на данное уведомление, как и действия заказчика по устранению данных обстоятельств, не последовали.
Письмами от 30.05.2022 N 54 (входящий N 130-1365 от 02.06.2022), от 31.05.2022 N 56 (входящий N 130-1366 от 02.06.2022), ИП Золотов В.А. уведомил заказчика, что при выполнении работ, ИП Золотовым В.А. вновь выявлены дополнительные объемы работ, не учтенные сметной документацией, контрактом (квартиры захламлены мебелью, бытовым мусором).
По иным квартирам, ИП Золотов В.А. аналогичным образом официально передал заказчику ключи от соответствующих квартир, указав, что как только заказчик очистит квартиры от захламлений, ИП Золотов В.А. продолжит выполнение работ по контракту.
Таким образом, 02.06.2022 заказчик получил уведомление ИП Золотова В.А. о приостановке выполнения работ, что в силу действующего законодательства, приостановило выполнение работ в части данных объектов.
Ответ на данное уведомление, как и действия заказчика по устранению данных обстоятельств, не последовали.
Письмом от 18.08.2022 N 80, ИП Золотов В.А. обращался к заказчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ в связи с задержкой поставки необходимых материалов. В обоснование данного обстоятельства, ИП Золотов В.А. ссылался на письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 "По вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок".
ИП Золотов В.А. указал, что в силу введенных санкций многие поставщики прекратили выпуск своей продукции на территории РФ, что привело к простою в очереди за аналогичным товаром у заводов-изготовителей и приобретении их по более высокой стоимости, чем та, что заложена сметной документацией.
ИП Золотов В.А. обращал внимание заказчика, что изыскал собственные средства для организации закупа необходимых материалов, чтобы организовать бесперебойную работу и выполнения указанных контрактов. Просил также заказчика принять к сведению факт задержки поставки необходимых материалов в связи с обмелением реки Енисей, что так же приводит к простою в очереди на отправку контейнеров Ответчика из г. Красноярск.
Ответ на данное письмо от Заявителя не поступил, срок контракта не продлен, обстоятельства, изложенные в письме Заявителем не приняты к сведению.
В качестве документального подтверждения того, что некоторых материалов, требующихся для выполнения работ (плиты ориентированно-стружечные, ОСП-К1, толщина 18-20 мм, предусмотрены ведомостями материальных ресурсов к каждому объекту (где-то под номером 93, где-то под номером 87 и другими номерами ведомостей), отсутствовали в производстве, ИП Золотову В.А. пришлось заказывать плиты с улучшением характеристик К3, ИП Золотов В.А. представил официальный ответ одного из поставщиков материалов ООО "Аксиома" (письмо от 04.04.2022 N б.н.), в котором прямо сообщал о невозможности поставки материала, так как он отсутствует у завода-изготовителя.
Более того, в письме поставщик также обращает внимание, что в связи с началом специальной военной операции на территории Украины и введенных санкций, сроки поставки материала увеличатся минимум на 60 дней.
Следует отметить, что включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, либо о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Однако, как было отмечено выше, Комиссией установлено, что ИП Золотов В.А. подтвердил принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель контракта должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Кроме того, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отказе во включении информации об ИП Золотове В.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
|
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 января 2023 г. N 024/10/104-210/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023