На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения от Прокуратуры города Магадана о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Прокуратуры города Магадана (далее - Заявитель), уведомленных надлежащим образом, при участии представителей Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (Заказчик по извещению - Государственное учреждение - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) - <_> (дов. N 5566-34/20-23Д от 09.01.2023), <_> (дов. N 5566-34/36-23Д от 23.01.2023), провела внеплановую проверку в отношении действий Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, для обеспечения им инвалида в 2022 году" (реестровый номер 0347100011622000033).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное учреждение - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 4900000434), которое в настоящее время, согласно выписке из ЕГРЮЛ, именуется - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области.
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" 9 (далее - Постановление N 1576), в связи с поступлением информации от Прокуратуры города Магадана о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576 Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 18.01.2023 в Магаданское УФАС России от Прокуратуры города Магадана (вх. N 160-ЭП/23) поступила информация о нарушении государственным заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, для обеспечения им инвалида в 2022 году" (реестровый номер 0347100011622000033).
13.05.2022 заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, для обеспечения им инвалида в 2022 году" (реестровый номер 0347100011622000033).
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 404,48 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 23.05.2022 10:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 23.05.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 25.05.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 N ИЭА1 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка с идентификационным номером 48, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществление закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Победителем электронного аукциона признан единственный участник закупки с идентификационным номером 48 (Барнаульский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты РФ).
06.06.2022 между Государственным учреждением - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Барнаульским филиалом ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации заключен государственный контракт N 03471000116220000330001 (реестровый номер 1490903920322000053), цена контракта составила 155 404,48 рублей.
2. Согласно доводу обращения, Прокуратурой города Магадана установлено, что в приложении N 3 к извещению о закупке - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком определено предоставление участником закупки копии действующей лицензии по профилю "организации здравоохранения по общественному здоровью, травматологии и ортопедии", в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом данное требование к участникам не установлено Заказчиком в извещении о закупке, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 852 от 01.06.2021 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 852) утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность подлежащую лицензированию (Приложение к Постановлению N 852).
В том числе, в данный перечень входит медицинская деятельность в области организации здравоохранения и общественного здоровья; травматологии и ортопедии.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в извещении о закупке, сформированном Заказчиком с электронной форме на сайте ЕИС, не установлено требование к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено Заказчиком в пункте 11 приложения к извещению о закупке ("Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме"):
"выполнение комплекса работ по изготовлению протезов нижних конечностей осуществляется при наличии действующей медицинской лицензии по профилю: организации здравоохранения о общественному здоровью, травматологии и ортопедии, согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 852 от 01.06.2021 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" у Подрядчика, осуществляющего подбор протезно-ортопедических изделий, является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Подтверждается действующей лицензией (со всеми приложениями) на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (с местом осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Алтайского края)".
Также данное требование установлено в подпункте "н" пункта 1 Приложения N 3 к извещению о проведении электронного аукциона ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке").
На основании вышеизложенного, Комиссией Магаданского УФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, 27.05.2022 УФАС России по Магаданской области была рассмотрена жалоба ООО "МеталлЭксперт" на положения извещения о проведении закупки заказчика - ГУ МРО ФСС РФ при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, для обеспечения им инвалида в 2022 году" (реестровый номер извещения 0347100011622000033).
На основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в целях рассмотрения жалобы проведена внеплановая проверка указанной закупки, вынесено решение по делу N 049/06/31-107/2022 от 27.05.2022.
На заседании Комиссии, при рассмотрении доводов жалобы представители Заказчика пояснили, что извещение о проведении закупки было предварительно размещено в программном комплексе ФГИС ЕИИС ФСС РФ ("Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования РФ") (далее - ЕИИС) с последующей синхронизацией в ЕИС. В результате технической ошибки при синхронизации информации о закупке между программными комплексами, в ЕИС не сохранились требования, установленные Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Скрин-копии с личного кабинета Заказчика в ЕИИС подтверждающие установление требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе представлены в материалы дела.
Кроме того, согласно информации сайта ЕИС, в установленный извещением период на предоставление разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, запросов о разъяснении положений извещения о закупке не направлено.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, ответственного за размещение в ЕИС извещения о проведении закупки, отсутствует вина в совершении установленного нарушения, что исключает возможность привлечения должностного лица к административной ответственности.
2. Согласно второму доводу обращения Заявителя, указывая в извещении требование о месте осуществления лицензируемого вида деятельности: Российская Федерация, Алтайский край, Заказчик преднамеренно сужает круг поставщиков и ограничивает конкуренцию.
На основании пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Приказом Росстандарта от 27.04.2021 N 294-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53869-2021 "Протезы нижних конечностей. Технические требования" (далее - ГОСТ Р 53869-2021).
Пунктом 8.1.3 ГОСТ Р 53869-2021 установлено, что конструкцией протезов при применении их пользователем должны быть обеспечены определенные статико-динамические показатели - возможность находиться пользователю в положениях стояния, сидения, приседания, возможность перемещения. Статико-динамические показатели должны быть обеспечены при условии предварительного обучения человека пользованию протезом и его удовлетворительного общего соматического состояния.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что данная закупка проводится в рамках государственной программы "Доступная среда", подпрограммы "Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации" в целях предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями.
Изготовление протезов по индивидуальным заказам пациентов представляет собой сложный и длительный процесс. Для определения соответствия (несоответствия) индивидуально изготовленного протеза необходимо соответствие его не только государственным стандартам Российской Федерации, но и общему соматическому состоянию пациента, определить которое невозможно без проведения медицинского осмотра.
Первичный осмотр получателя социальных услуг проводился специалистами Барнаульского филиала ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с этим гражданин выразил желание изготовить протез в Алтайском крае. Заявление получателя социальных услуг представлено в материалы дела.
Рассмотрев материалы дела Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.
3. Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что заявка единственного участника закупки не содержит подтверждающих документов о наличии действующей медицинской лицензии, соответствующей предмету закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 Статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Во исполнение пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 N ИЭА1 заявка единственного участника закупки (Барнаульский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) признана аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществление закупки.
В соответствии с частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая обеспечивает, в частности, хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Данной государственной информационной системой является ГИС "Независимый регистратор".
Комиссией был проведен анализ документов, входящих в состав заявки единственного участника закупки, с использованием ГИС "Независимый регистратор", установлено, что файлы заявки не содержат документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (наличие лицензии).
Вместе с тем, к возражению на доводы обращения прокуратуры города Магадана (вх. N 240-ЭП/23 от 24.01.2023) Заказчиком приложен пакет документов, в том числе файлы заявки единственного участника закупки, в составе которых имелась копия лицензии на выполнение работ, соответствующих предмету закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика дать пояснения по установленному обстоятельству затруднились.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что аукционной комиссией Заказчика нарушены требования пункта 2 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что выразилось в неправомерном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не содержит подтверждающих документов о наличии действующей медицинской лицензии, соответствующей предмету закупки.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Иные требования законодательства о контрактной системе при проведении данного электронного аукциона, также явились предметом рассмотрения Комиссии, нарушений не установлено.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (Заказчик по извещению - Государственное учреждение - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, для обеспечения им инвалида в 2022 году" (реестровый номер 0347100011622000033) нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, при неправомерном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не содержит подтверждающих документов о наличии действующей медицинской лицензии, соответствующей предмету закупки.
3. В связи с тем, что контракт по результатам электронного аукциона заключен, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 25 января 2023 г. N 049/10/99-7/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2023