Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя ООО "Огис Трейд" - представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РСО -Алания (далее - ОСФР по РСО-Алания, Заказчик)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Огис Трейд" на действия государственного заказчика - ОСФР по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0210100000122000185 N 193. на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2023 году (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23 января 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Огис Трейд" на действия ОСФР по РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель в своей жалобе указал, что согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N145, Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, только при наличии соответствующего обоснования.
Также Заявитель считает, что Заказчиком указана противоречивая информация в инструкции по заполнению заявки участником Аукциона и техническом задании относительно указания размеров закупаемого товара по объему талии/бедер.
Кроме того, по мнению Заявителя, Извещение содержит указание в качестве объекта закупки технических характеристик определенного производителя, что является ограничением конкуренции, и нарушает требование статей 8 и 33 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с доводами жалобы ОСФР по РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1.12 января 2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - ЕИС) ОСФР по РСО-Алания разместило извещение о проведении электронного аукциона N0210100000122000185 N 193. на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2023 году, в том числе описание объекта закупки и техническое задание (далее - Извещение, ТЗ).
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка технических средств реабилитации - подгузников для взрослых.
При этом, согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, в том числе, должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлен код позиции КТРУ 17.22.12.130-00000001 - "подгузники для взрослых".
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, код позиции КТРУ 17.22.12.130-00000001 "подгузники для взрослых" не содержит описания товара, в связи с чем на основании пункта 7 Правил использования КТРУ Заказчиком в ТЗ самостоятельно сформировано описание закупаемого товара в соответствии с его фактическими потребностями и требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
2. В ТЗ Заказчиком установлено:
-17.22.12.130-00000001: Подгузники для взрослых 22-01-07 "Подгузники для взрослых, размер ""S"" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 гр1. (малых размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 90 см включительно);
- 17.22.12.130-00000001: Подгузники для взрослых 22-01-09 "Подгузники для взрослых, размер ""M"" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 гр1. (средних размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 120 см включительно);
- 17.22.12.130-00000001: Подгузники для взрослых 22-01-11 "Подгузники для взрослых, размер ""L"" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 гр1. (больших размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 150 см включительно);
- 17.22.12.130-00000001: Подгузники для взрослых 22-01-13 "Подгузники для взрослых, размер ""XL"" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2800 гр1. (сверхбольших размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 175 см включительно).
При этом, инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, установлено, что в случае применения Заказчиком в описании объекта закупки слов "до", "" - участником предоставляется значение включительно либо меньше указанного значения, за исключением случаев, когда указанное значение используется при диапазонном значении.
Так как характеристики закупаемого товара не имеют диапазонных значений, участником закупки не применяется данное условие.
То есть, Инструкция и ТЗ не содержат противоречий.
3. В описании объекта закупки Извещения установлены технические требования к поставляемому товару, а именно:
- 22-01-07 "Подгузники для взрослых, размер ""S"" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 гр1. (малых размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 90 см включительно)";
- 22-01-09 "Подгузники для взрослых, размер ""M"" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 гр1. (средних размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 120 см включительно);
- 22-01-11 "Подгузники для взрослых, размер ""L"" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 гр1. (больших размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 150 см включительно)";
- 22-01-13 "Подгузники для взрослых, размер ""XL"" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2800 гр1. (сверхбольших размеров, должны подходить для инвалидов объем талии/бедер 175 см включительно).
В рамках данной закупки осуществляется поставка товара, то есть участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность подачи заявки при установлении оспариваемых требований, а также подтверждающих, что Заказчиком в составе ТЗ установлены неисполнимые характеристики товара.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие что требуемый к поставке товар невозможно поставить производителями и поставщиками.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление в описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что закупаемый товар могут поставить не менее трех производителей - ООО "Эссит", ООО "Бэлла", ООО "Фламинго", которые соответствуют характеристикам товаров, установленные в описании объекта закупки.
Также следует отметить, что на участие в Аукционе было подано две заявки с предложением поставить товар различных производителей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные требования в описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона, не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявитель не представил доказательств того, что требования к товару, указанные в Аукционной документации нарушают требования части 2 статьи 8 и статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивают количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Огис Трейд" на действия ОСФР по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0210100000122000185 N 193. на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2023 году.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2022 г. N А07-01/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2023