Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "ФАРММЕДИКАЛ" Ширшова Кирилла Михайловича путем видеоконференции,
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой госпиталь для ветеранов войн" Козменкова Алексея Алексеевича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "ФАРММЕДИКАЛ" на действия комиссии при проведении электронного аукциона N 0817200000322020188 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "ФАРММЕДИКАЛ" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона N 0817200000322020188 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний".
Заявитель считает, что иными участниками закупки также были предложены к поставке медицинские изделия российского происхождения, в связи с чем, комиссии следовало применить положения п. 2 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отклонить все заявки, содержании предложения о поставке медицинских изделий иностранного происхождения. А также заявитель считает, что при рассмотрении заявок комиссии следовало руководствоваться показателем локализации собственного производства медицинских изделий на 2022 г.- доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции не более 35 процентов для каждого наименования медицинского изделия, поскольку извещение о проведении закупки было размещено в ЕИС до 01.01.2023 г.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Код ОКПД 2 ОК 32.50.50.000- Устройства для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов (ПР) включен в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень N 2 ).
Согласно пп. "б" п. 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В соответствии с Постановлением N 102 показатель локализации собственного производства - доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции - для устройств для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов установлен на 2022 года в размере не более 35 процентов для каждого наименования медицинского изделия, в 2023 году в размере не более 25 процентов для каждого наименования медицинского изделия.
30.12.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000322020188 "Поставка наборов базовых для внутривенных вливаний", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, проект контракта, описание объекта закупки и др. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 046 000,00 руб.
Объект закупки - набор базовый для внутривенных вливаний, код ОКПД 2 /КТРУ 32.50.50.000-00234 .
Пунктом 1.1.7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупки" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень N 2).
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень N2) (утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102), является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза или уполномоченным органом (организацией) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Подтверждением соответствия собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования" является сертификат соответствия или иной документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Данный перечень документов, соответствует перечню, указанному в п. 3 Постановления N 102.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.01.2023 г. на участие в закупке было подано восемь заявок, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем закупки был признан участник с заявкой N 113403371.
При рассмотрении жалобы Комиссия установила, что в шести заявках содержались предложения о поставке изделий иностранного происхождения.
В заявке N 113402221 к поставке были предложены медицинские изделия российского происхождения, помимо прочих документов был приложен акт от 17.11.2022 г., составленный Союзом "Липецкая торгово-промышленная палата", согласно которому доля стоимости иностранных материалов, используемых для производства одной единицы медицинского изделия составляет 3,9%.
Заявка заявителя N 113401555 содержала предложение о поставке товаров из Российской Федерации и Армении. При этом заявителем в составе заявки в подтверждение процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции содержится акт экспертизы от 21.01.2022, составленный ООО "АРМЭКСПЕРТИЗА" ТПП Республики Армения, согласно п. 15 которого стоимость всех используемых материалов иностранного происхождения составляет 26,23%.
Таким образом, доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции, предложенной заявителем, составила более 25 процентов для каждого наименования медицинского изделия, что не соответствует установленному показателю локализации на 2023 г.
В связи с чем у аукционной комиссии отсутствовали основания для применения п. 2 Постановления N 102.
Довод заявителя о том, что к предлагаемому им товару должен быть применен показатель локализации - доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции, установленный на 2022 год и составляющий 35 процентов для каждого наименования медицинского изделия, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Постановление N 102 не содержит положений, указывающих на то, что показатель локализации определяется исходя из даты публикации извещения. Так как оценка соответствия предоставленной заявки требованиям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, осуществляется на заседании комиссии по рассмотрению заявок, то оценка соответствия товара установленным требованиям должна осуществляется на дату рассмотрения заявки. При этом публикация извещения в 2022 году не означает, что к товару должны применяться условия, установленные для 2022 года. Показатели локализации для 2021, 2022, 2023, 2024 годов введены в действие с 07.02.2021 г. постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 N76 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" и с тех пор не изменялись. Таким образом показатель локализации для 2023 года был установлен в том числе и на дату публикации извещения.
В извещении, размещенном 30.12.2022 года, не указано, что доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции должна быть не более 35 процентов, к участникам закупки предъявлялись только требования о подтверждении процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения.
Заявку заявитель подал 18.01.2023 года. Таким образом, на момент подачи заявки доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции должна составлять уже не более 25 процентов.
Таким образом, заявитель не представил документы, подтверждающие соответствующее происхождение товара в соответствии с требованиями Постановления N 102 для товаров, указанных в заявке, страной происхождения которых является Республика Армения. В связи с чем основания для отклонения заявок с предложениями о поставке иностранных товаров в соответствии с Постановлением N 102 у комиссии отсутствовали.
Таким образом доводы заявителя о том, что отношения, регулируемые Законом о контрактной, в данном случае, касающиеся определения поставщика медицинских изделий, возникли с даты размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (с 30.12.2022), то есть в период действия показателя локализации собственного производства медицинских изделий на 2022 год (не более 35%), при этом показатель локализации собственного производства медицинских изделий на 2023 год (не более 25%), актуальный с 01.01.2023, не содержит указаний на то, что он применяется к правоотношениям возникшим до 01.01.2023, не может быть принят во внимание. Ссылка заявителя на решения территориальных управлений ФАС России 2019 года не состоятельна, так как показатель локализации собственного производства медицинских изделий в разрезе 2021, 2022, 2023 и 2024 годов был введен в Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 только в 2021 году (Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 N 76) и с тех пор не менялся.
Заявитель в подтверждение своих доводов ссылается на решение Алтайского краевого УФАС России от 23.12.2022 N 022/06/49-963/2022, вместе с тем данное решение касалось срока действия акта экспертизы и к доводам заявителя отношения не имеет.
Довод заявителя о том, что на продукцию, произведенную в 2022 году невозможно получить дополнительный акт экспертизы с долей стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции не более 25%, поскольку такая информация была бы ложной, не состоятельный, так как получение дополнительного акта на продукцию в которой уже определена доля невозможно, так как эта величина неизменяемая, однако, поставить продукцию, произведенную в 2022 году, с долей, соответствующей требованиям, установленным на 2023 год, возможно.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона)
Таким образом, Комиссия не находит в действиях аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе, положений Постановления N 102.
Руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "ФАРММЕДИКАЛ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 января 2023 г. N 022/06/49-50/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023