Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
в присутствии представителей ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Воронежской области и ООО "БСВ-групп",
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Воронежской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БСВ-групп" (далее - Исполнитель) в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: поставку оконечного оборудования Системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и комплектующих к нему (мобильное контрольное устройство (МКУ) и зарядное устройство (ЗУ к МКУ) (номер извещения 0359100004222000016), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило обращение ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БСВ-групп" в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: поставку оконечного оборудования Системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и комплектующих к нему (мобильное контрольное устройство (МКУ) и зарядное устройство (ЗУ к МКУ) (номер извещения 0359100004222000016).
Из обстоятельств дела следует следующее.
21.07.2022 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения 0359100004222000016).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 2 316 600,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка оконечного оборудования Системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и комплектующих к нему (мобильное контрольное устройство (МКУ) и зарядное устройство (ЗУ к МКУ).
По результатам проведения закупки 15.08.2022 года между Заказчиком и ООО "БСВ-групп" был заключен контракт N 1622804889022000017.
В соответствии с пунктами 1.1. 4.1 "Поставщик обязуется передать Государственному заказчику оконечное оборудование Системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и комплектующих к нему (мобильное контрольное устройство (МКУ) и зарядное устройство (ЗУ к МКУ) (далее - товар) по адресу, цене, в количестве, предусмотренные Ведомостью поставки (приложение N 1 к Контракту), с техническими, функциональными, качественными и эксплуатационными характеристиками, предусмотренными Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату товара.
4.1. Поставщик обязуется осуществить передачу (поставку) товара надлежащего качества Государственному заказчику путем его доставки по адресу, цене в количестве, указанном в Ведомости поставки (приложение N 1 к Контракту).
Срок поставки товара: с момента заключения Контракта по 15.12.2022.".
Как следует из материалов дела 12.01.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта ООО "БСВ-групп", а именно не поставкой товара по контракту. Решение размещено в ЕИС 12.01.2023 года и получено ООО "БСВ-групп", в силу вступило 24.01.2023 года.
В ходе заседания Исполнитель пояснил следующее: "фактическая сборка МКУ производится на территории РФ электронные комплектующие, входящие в состав данных устройств не производится на территории нашей страны. Компоненты оборудования (электронные платы, чипы и т.д.) изготовляются в Китае. При этом завод-изготовитель сам импортирует часть необходимых комплектующих из недружественных РФ стран, входящих в Европейский союз. В свою очередь, в спецификации на поставку оборудования для ФГИС СЭМПЛ (Приложение N 1 к Контракт) предусмотрены конкретные технические характеристики требуемых устройств, в частности там указано: - Поставляемые МКУ работоспособны в действующей ФГИС СЭМПЛ и имеющимся у Государственного заказчика оборудованием ФГИС СЭМПЛ - МКУ состоит из следующих функциональных частей:
- модуль GSM, устройство необходимое для обмена данными МКУ и СМ-Т);
Поставляемое МКУ должно обеспечивать:
- связь с СМ-Т.
Параметры канала передачи информации между изделием и сервером СЭМПЛ стандарт GSM в сетях сотовой связи в диапазоне 900/1800 МГц В настоящее время данным требованиям технического задания соответствует только GSMмодуль SIM5320E фирмы SIMCOM (КНДР), в структуре которого используется чип компании Qualcomm.
При разработке структуры системы электронного мониторинга поднадзорных лиц (СЭМПЛ) для ФСИН России (серверная часть и аппаратная часть) в 2010 году был использован модуль SIM900, также фирмы SIMCOM.
В 2015 году SIM900 был снят с производства и производителем был представлен аналог SIM5320E. Использовать другой модуль не представляется возможным поскольку серверная и аппаратная составляющая СЭМПЛ взаимодействуют друг с другом на основе IT-команд. Использование другого модуля приведет к изменениям не только аппаратной части, но и серверной. Только данный модуль имеет необходимый минимальный функционал для обеспечения выполнения требований тех. задания:
- встроенный стек TCP/IP; - GPRS;
- аналоговое аудио;
- UART;
- поддержку SIM-карты.
И, при этом, работает в диапазонах:
- Dual-Band UMTS/HSDPA 900/2100MHz
- Quad-Band GSM/GPRS/EDGE 850/900/1800/1900MHz.
ООО "БСВ-групп" заблаговременно заключен договор на приобретение необходимых компонентов оборудования, произведена предварительная оплата. (договор с поставщиком ООО "Радиан).
В настоящее время недружественными странами введены рестрикции в отношении поставок определенных товаров в Российскую Федерацию. В частности, в данный список включены радиолокационная аппаратура, радионавигационная аппаратура и аппаратура радиодистанционного управления, печатные схемы, а также машины для приема, преобразования и передачи или регенерации голоса, изображения или другие данные, включая устройства коммутации и маршрутизации, а также аппаратура радионавигационная вспомогательная, их компоненты.
Несмотря на то, что Китай не входит в состав Европейского союза, китайские компании, опасаясь возможных последствий для себя, в ходе исполнения данного контракта, начали соблюдать введенные санкционные меры в отношении Российской Федерации, несмотря на уверения правящих кругов Китая о единстве устремлений с нашей страной.
В частности, поставщики получили уведомления о прекращении поставок вышеуказанных товаров, таким образом контракт стал неисполним для ООО "БСВ-групп".
Обращаем внимание, что в 2022 году, заключено более 30 однотипных контрактов, на поставку МКУ. До прекращения поставок из Китая общество успело выполнить 8 контрактов на поставку оборудования для ФГИС СЭМПЛ, заключенных с: ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Чувашской республике, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Магаданской области, ФКУ БМТИВС УФСИН России по Ульяновской области ФКУ УИИ УФСИН России по респ. Марий-Эл, Компания-МБ Астрахань, Компания-МБ Волгоград (Учреждения ФСИН России). Требования ТЗ данных контрактов аналогичны требованиям ТЗ контракта расторгаемого ФКУ ЦИТОВ ГУФСИН России по Воронежской области". В связи с указанным намерений не исполнять обязательства по контракту у ООО "БСВ-групп" не имелось, кроме того, ими было предложено продлить срок поставки по контракту до 30.06.2023 года (письмо от 16.12.2023 года и 23.12.2023 года).
Выслушав доводы сторон Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
При этом сама по себе квалификация обстоятельств неисполнения контракта как чрезвычайных, непредотвратимых и (или) форс-мажорных, не исключает необходимость установления всей совокупности иных указанных выше фактов, а потому является недостаточной для разрешения антимонопольным органом вопроса о включении такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, проводиться проверка добросовестности или недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им контракта, а не формальная констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения, предоставленных документов от Заказчика и от Исполнителя комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны исполнителя (умысла), направленного на неисполнение контракта
Из материалов дела однозначно следует, что ООО "БСВ-групп" предпринимались действия к исполнению Контракта, что свидетельствует о его добросовестном поведении.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено пунктом 15 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, предпринявшим меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, как отметил Верховный Суд РФ, установление одного факта нарушения участником своих обязательств не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать все обстоятельства дела в совокупности.
Комиссия Воронежского УФАС России считает, что включение сведений об ООО "БСВ-групп" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также явно несоразмерным характеру осуществленных им действий.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО "БСВ-групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 февраля 2023 г. N 036/06/104-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023