26 января 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 18.01.2023 N 18/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" (далее - заказчик, БУЗОО "Большереченская ЦРБ") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка продуктов питания (сухофрукты) (бюджет) (Реестровый номер 2022.017367)" (извещение N 0352300022322000074),
УСТАНОВИЛА:
1. 10.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300022322000074 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 9 480,00 руб.
18.03.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому единственно поданная заявка на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между БУЗОО "Большереченская ЦРБ" и ИП "_" заключен и исполнен контракт N 74 от 30.03.2022 (номер реестровой записи 2551000197022000127).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1. 23.12.2022 в Омское УФАС России поступило (вх. N 12992-ЭП/22) обращение АСО "Общественный контроль" (далее - заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
По мнению заявителя, заказчиком в извещение об осуществлении закупки (в пункте 8.6 проекта контракта) не установлен надлежащий срок возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (аналогичное требование предусмотрено пунктом 14 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: проект контракта.
Материалами проверки установлено, что извещением об осуществлении закупки было предусмотрено преимущество, регламентированное статье 30 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем в нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе пунктом 8.6 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки (приложение N 3), установлено следующее условие: "Денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта (если такая форма обеспечения исполнения настоящего Контракта применяется), в том числе части этих денежных средств, в случае уменьшения размера обеспечения исполнения настоящего Контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ возвращаются Поставщику в течение 30 календарных дней с даты исполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту".
Пункт 8.6 контракта N 74 от 30.03.2022 (номер реестровой записи 2551000197022000127) содержит аналогичное положение.
В своих пояснениях, представленных в Омское УФАС России (вх. N 619-ЭП/23 от 23.01.2023), заказчик согласился с вышеуказанным нарушением.
2.2. В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Извещение об осуществлении закупки в разделе "порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" содержит: "согласно п. 5.1 документации об электронном аукционе (приложение к настоящему извещению)".
Комиссия отмечет, что документация об электронном аукционе не подлежит размещению с 01.01.2022 (подпункт "в" статьи 5, статья 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и соответственно не размещено заказчиком. Ссылка в извещении об осуществлении закупки фактически ни на что не отсылает.
Таким образом, в нарушение пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещение об осуществлении закупки отсутствует информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта и требования к такому обеспечению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" нарушение части 27 статьи 34, пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N 74 от 30.03.2022.
3. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 января 2023 г. N 055/10/99-50/2023 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - обеспечение исполнения контракта - социально ориентированные некоммерческие организации - субъекты малого предпринимательства - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023