26 января 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 18.01.2023 N 24/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия, Комиссия Омского УФАС России) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 15" (далее - заказчик, БУЗОО "ГП N 15") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по программному сопровождению Модуля "Интеграция" Медицинской информационной системы "Медея" (Реестровый номер 2022.041556)" (извещение N 0352300011922000047),
УСТАНОВИЛА:
1. 02.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300011922000047 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 78 600,00 руб.
14.06.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому единственно поданная заявка на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между БУЗОО "ГП N 15" и ООО "АРЕНСА" заключен и расторгнут по соглашению сторон контракт N Ф.2022.047 от 24.06.2022 (реестровый номер записи 2550405747822000070).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
23.12.2022 в Омское УФАС России поступило (вх. N 12995-ЭП/22) обращение АСО "Общественный контроль" (далее - заявитель).
По мнению заявителя, заказчик обязан был установить в извещение об осуществлении закупки предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства от 16.11.2015 N 1236) запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, или приложить обоснование невозможности его применения.
19.01.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/299/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводу, указанному в обращении.
На указанный запрос БУЗОО "ГП N 15" представлены (вх. N 591-ЭП/23 от 20.01.2023) пояснения: "Учреждением не применялось ограничение по Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" так как объектом закупки является не приобретение программного обеспечения, а сопровождение медицинской информационной системы "Медея", используемой учреждением с 2005 года.
Медицинская информационная система "Медея" включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20.02.2021 года N 105 "О формировании и ведении реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза за исключением Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 предусмотрено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливается, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является оказание услуг по программному сопровождению Модуля "Интеграция" Медицинской информационной системы "Медея".
Техническим заданием (приложение к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено:
"Предоставление во временное пользование программного обеспечения модуля "Интеграция" (далее ПО), на условиях передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения.
Сопровождение и предоставление технической поддержки по вопросам работы модуля "Интеграция" Медицинской информационной системе "Медея". Согласно перечня работ, указанных в пункте 2 данного документа.
Обеспечение функционирования Системы согласно пункта N 3 данного документа".
Материалами проверки установлено, что сведения о Медицинской информационной системе "Медея" включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.digital.gov.ru (реестровая запись от 20.02.2021 N 9215).
Исходя из положений пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 факт включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения, не попадает под случаи, когда вышеуказанный запрет не устанавливается в извещении об осуществлении закупки.
Вместе с тем Комиссией установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом одновременно обоснование невозможности соблюдения такого запрета на официальном сайте ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия БУЗОО "ГП N 15" нарушают часть 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Дополнительно Комиссия отмечает, что Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 не содержит каких-либо исключений для случаев закупки конкретного российского программного обеспечения, включенного в реестр отечественного программного обеспечения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 15" нарушение часть 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
2. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 15" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N Ф.2022.047 от 24.06.2022 (номер реестровой записи 2550405747822000070).
3. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 января 2023 г. N 055/10/99-52/2023 (ключевые темы: иностранные государства - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - евразийский экономический союз)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023