Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_
_
_
рассмотрев обращение бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее также - учреждение, заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информации об обществе с ограниченной ответственностью "Радиосвязь-Маяк" (далее также ООО "Радиосвязь-Маяк", подрядчик, общество) в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения контракта N 0152200004722002360, заключенного 29.11.2022 по результатам размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по подготовке проектной документации на капитальный ремонт здания (литер А) восстановительного лечения (ЦВТ "Русь") филиала бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения" по адресу: г. Омск, проспект Мира, д. 11/1 (Реестровый номер 22.44.2468)" (извещение N 0152200004722002360) (далее также запрос котировок, договор),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
Главного управления контрактной системы (уполномоченный орган) - _
заказчика - _
подрядчика - _
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 687-ЭП/23 от 24.01.2023), а также материалы запроса котировок в электронной форме и решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 16.11.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152200004722002360 с начальной (максимальной) ценой контракта 785632,94 руб.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 24.11.2022 свидетельствует о том, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки, заявка одного участника с идентификационным номером 205 (ООО "Радиосвязь-Маяк") была признана соответствующей требованиям извещения, общество признано победителем.
09.01.2023 в реестре контрактов на официальном сайте ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе" были размещены решения заказчика (в 12:10 час. (МСК)) и подрядчика (в 12:48 час. (МСК)) об одностороннем отказе от исполнения контракта:
20.01.2023 заказчиком размещена информация о расторжении контракта (номер реестровой записи контракта 2550310251222000733):
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.7 раздела 11 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено:
"11.7. Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения настоящего контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта.
Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта устанавливается Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Радиосвязь-Маяк" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
3.1. Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 09.01.2023 в 12:10 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 25503010251222000733) признается 09.01.2023 в 12:10 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик, о чем свидетельствует информация, размещенная в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, подрядчик с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имел право на устранение допущенных нарушений в период с 10.01.2023 по 19.01.2023 включительно.
3.2. В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии требованиям части 20.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 09.01.2023 в 12:48 час. (МСК) подрядчиком было размещено в ЕИС решение об одностороннем расторжении контракта (исх. N 1874 от 27.12.2022) с указанием причины: "Непредоставление Заказчиком надлежащих исходных данных".
В соответствии с частью 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На основании частей 20.1 и 21 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 11.7 контракта решение общества об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 20.01.2023.
В силу части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной систем заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестные или добросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ определено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 2 статьи 740 ГК РФ правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, условие о сроках выполнения строительных работ является существенным для договора строительного подряда на выполнение капитального ремонта.
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по подготовке проектной документации на капитальный ремонт здания (литер А) восстановительного лечения (ЦВТ "Русь") филиала бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения" по адресу: г. Омск, проспект Мира, д. 11/1 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектной документации на капитальный ремонт здания (литер А) восстановительного лечения (ЦВТ "Русь") филиала бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения" по адресу: г. Омск, проспект Мира, д. 11/1 (Приложение N 1 к настоящему контракту) (далее - Техническое задание).
1.3. Место выполнения работ - определяется Подрядчиком самостоятельно, с учетом Технического задания и места расположения объекта. Место расположения: Российская Федерация, г. Омск, проспект Мира, д. 11/1. Результаты выполненных работ передаются Подрядчиком по адресу: Российская Федерация, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Булатова, 105.
1.4. Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - не позднее 25 декабря 2022 года. Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) установлены сведения об объекте, вид работ, технические условия, требования к проектным решениям.
График выполнения работ (приложение N 2 к контракту) - "Начало срока выполнения работ - дата заключения контракта, окончание срока выполнения работ - не позднее 25 декабря 2022 года".
Таким образом, подрядчик должен был выполнить работы по контракту в период с 30.11.2022 по 25.12.2022 включительно.
Статьей 758 ГК РФ определено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
При этом статьей 759 ГК РФ императивно установлено:
1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательных работ.
Согласно пунктам 6.2, 6.4. раздела 6 "Права и обязанности Сторон" контракта:
"6.2. Заказчик обязан:
6.2.1. Оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
6.2.2. Предоставить Подрядчику сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Подрядчика"
"6.4. Подрядчик обязан:
6.4.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом осуществить подготовку проектной документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства.
В случае если проектная документация и рабочая документация предусматривают при осуществлении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства поставку товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, то проектная документация и рабочая документация, являющиеся предметом контракта, должны содержать отдельный перечень таких товаров.
6.4.2. Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
6.4.3. Предоставить Заказчику:
- по его требованию информацию о ходе выполнения работ по настоящему контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика;
- достоверную информацию о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта. При этом, предоставление информации осуществляется в срок не более 2 рабочих дней со дня получения запроса, а также в иных случаях - по собственной инициативе Подрядчика.
6.4.4. Передать Заказчику результаты выполненных работ в соответствии с условиями настоящего контракта".
Комиссией изучена хронология взаимодействия заказчика и подрядчика при исполнении контракта, а именно:
- 28.11.2022 (исх. N 174) (до заключения контракта) подрядчиком направлен запрос заказчику следующего содержания: "ООО "Радиосвязь-маяк", получив 28.11.2022 года от Вас недостающие листы "Заключения по результатам обследования технического состояния конструкций здания филиала ЦВТ "Русь" БУЗОО "КМХЦ МЗОО", по адресу: город Омск, проспект Мира, д.11/1 N 755-ТО, июнь 2018 года, ИП Фадеев Р.А." на основании Выводов (лист 51), где указано, согласно СП 13-102-2003, о том, что: Стены, перекрытия, подпорные стены, здание в целом - находится в недопустимом состоянии, а фундаменты - работоспособные, но с обязательной оговоркой - требуется выполнить инженерногеологические изыскания.
Исходя из вышесказанного просим предоставить Вас инженерно-геологические изыскания, а так же повторные расчеты фундаментов, указанных на листе 16 данного заключения.
Также обращаем ваше внимание на то, что предоставленное заключение по результатам обследования не соответствует ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" и СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" по оформлению, составу и содержанию";
- 28.11.2022 (исх. N 2550) заказчиком направлен ответ подрядчику, в котором учреждение сообщает, что инженерно-геологические изыскания проводиться не будут, поскольку данная мера носит рекомендательный характер (лист 16 заключения по результатам обследования технического состояния несущих конструкций здания филиала ЦВТ "Русь" БУЗОО "КМХЦ МЗОО" (далее также заключение)), также заказчиком указано, что не требуется и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт подпорных стен (раздел 8.6; п. 19 "Выводы" заключения) и усиление плит перекрытия в столовой пищеблока (п.11 Выводы" заключения), т.к. их проектирование и капитальный ремонт выполнены;
- 28.11.2022 (исх. N 1784) после изучения представленных заказчиком исходных данных по объекту, подрядчик пришел к выводу, что работы необходимо выполнить по подготовке документации не на капитальный ремонт здания (объекта), а на его реконструкцию: "В ответ на ваше письмо N 2550 от 28.11.2022 ООО "Радиосвязь-маяк" сообщает о том, что выводы отчёта к основным элементам каркаса здания, как недопустимое - отсюда вывод, что - это не капитальный ремонт, а реконструкция.
В соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" п.3.4. "Обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности", п.3.6. "Категория технического состояния: степень эксплуатационной пригодности несущей строительной конструкции или здания и сооружения в целом, а также грунтов их основания, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик", а также в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" ст.З. "Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций)".
Учитывая требование Градостроительного кодекса РФ с изменениями на 14 июля 2022 года главы 1. статьи 1. пункта 14. "реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов".
Исходя из вышеперечисленных требований и категорий технического состояния существующих строительных конструкций (в заключении нет ссылок на элементы строительных конструкций, в описании указывается, как единая строительная конструкция: стена, перекрытие, фундаменты) прописанных в отчете как недопустимое, невозможно выполнять проектирование капитального ремонта - только реконструкция";
- 02.12.2022 (исх. N 1791) подрядчиком направлено письмо заказчику, в котором было указано: "В контрактной документации отсутствовало, в полном объёме, заключение по результатам предпроектного обследования технического состояния несущих конструкций здания. О причине отсутствия страниц с основными выводами по результатам обследования остаётся только догадываться. После нашего официального запроса, ваша организация предоставила, недостающие страницы, в которых указаны категории строительных конструкций, отвечающих за геометрическую неизменяемость здания, как недопустимые, при чём в описание отсутствуют термины: "элементы несущих строительных конструкций", а присутствует термин: "здание в целом" (755-ТО. Стр. 51). Из чего делается единственный вывод: в данном случае нельзя применять определение по Градостроительному кодексу, как капитальный ремонт, только реконструкция.
Получив отчёт (в полном объёме) по результатам обследования и детально изучив его, наша организация пришла к выводу, что данный отчёт не соответствует требованиям ГОСТа 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", а также системе проектной документации в строительстве. Любая независимая экспертиза подтвердит данный факт.
Согласно требований справочника базовых цен, на основе которых составлялась смета на проектирование капитального ремонта здания, в расценки по проектированию не входят обмерные и обследовательские работы, всю необходимую исходную документацию проектной организации должен предоставить заказчик. Для этих целей выполняется предпроектное обследование, в котором должна находится вся информация и необходимые поверочные расчёты несущей способности грунтов основания, геометрических параметров конструкций, уточненной схемы с учётом имеющихся дефектов и повреждений. По дефектам и повреждениям должна предоставляется, исчерпывающая информация: фиксация всех дефектов и повреждений; выявление причин появления дефектов и повреждений; описание рекомендаций по приведению в нормативное техническое состояние строительных конструкций, подвергшихся повреждению; точная привязка всех обнаруженных дефектов и повреждений к местам их расположения на строительных конструкциях (планы, фасады, разрезы), иметь свои геометрические размеры с привязками к осям здания, оформленную дефектную ведомость с количественными характеристиками и многое другое. В предоставленном отчёте вышеперечисленных данных не обнаружено.
Наша организация готова выполнить проектирование при условии того, что заказчик изменит формулировку с капитального ремонта на реконструкцию, а также предоставить отчёт по результатам обследования несущих строительных конструкций здания, который отвечает всем требованиям, указанным в ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" и СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений";
- 06.12.2022 (исх. N 2606) заказчиком направлен ответ подрядчику, согласно которому учреждение просит немедленно приступить к выполнению своих обязательств по контракту;
- 26.12.2022 (исх. N 2796) заказчиком направлена в адрес общества претензия о ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также Гр РФ) под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Как было указано выше, пунктом 1.2 раздела 1 "Предмет контракта" контракта было предусмотрено, что работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектной документации на капитальный ремонт здания (литер А) (приложение N 1 к контракту).
При этом пунктом 21 данного Технического задания, в том числе было определено, что требования к строительным конструкциям (подпункт 21.2), к фундаментам (подпункт 21.3), к наружным стенам (подпункт 21.5), к перекрытиям (подпункт 21.7), к колоннам, ригелям (подпункт 21.8) определяются проектом.
Предметом контракта (пункт 1.1 контракта) и Техническим заданием (пункты 38, 39 и 45) фактически было установлено, что результатом работ является подготовка проектной, рабочей и сметной документации.
Кроме того, пунктом 46 Технического задания было определено, что к заданию на проектирование прилагается Заключение по результатам обследования технического состояния несущих конструкций здания филиала ЦВТ "Русь" БУЗОО "КМХЦ МЗОО", по адресу город Омск, проспект Мира, д.11/1 N 755-ТО, июнь 2018 года, ИП Фадеев Р.А. (далее также Заключение).
Комиссия отмечает, что заказчиком не представлено документальных доказательств того, что проект должен был предусматривать исключительно замену и (или) восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций.
Ссылку заказчика на перечень работ по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, выполнение которых может осуществляться при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 N 881, Комиссия признает необоснованной, поскольку контрактом, включающем Техническое задание, не было установлено требование о том, что проектная документация должна предусматривать виды работ, указанные в данном перечне (например, укрепление грунтов оснований; усиление тела фундамента и колонн, ригелей; восстановление, усиление несущей способности оснований и фундаментов и пр.).
Представленные Техническое задание и Заключение, по мнению Комиссии, как раз свидетельствуют о том, что проект должен предусматривать замену и (или) восстановление именно несущих строительных конструкций, а не их элементов.
В связи с указанным, Комиссия соглашается с доводом общества о том, что при установленных заказчиком исходных данных, работы по подготовке проектной документации должны были выполняться не на капитальный ремонт здания, а на его реконструкцию.
Также Комиссия отмечает следующее.
По определению, данному в части 2 статьи 48 Гр РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом пунктом 2 части 6 статьи 48 Гр РФ императивно установлено, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий).
В соответствии с частью 11 статьи 48 Гр РФ подготовка проектной документации осуществляется, в частности на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий.
На основании указанных норм, Комиссия считает неправомерным отказ заказчика (письмо от 28.11.2022 исх. N 2550) в проведении инженерно-геологических изысканий, считает такой отказ неразумным, поскольку здание предназначено для постоянного пребывания пациентов, расположено на косогоре (лист 7 Заключения) с песчаным типом грунта (листы 14-16 Заключения), при этом Заключение содержит рекомендацию о выполнении инженерно-геологических изысканий (лист 16 Заключения), поскольку последние инженерно-геологические изыскания проводились лишь в 1980 г. (листы 8-9 Заключения).
Помимо указанного, Комиссия установила, что Заключение, фактически являющееся неотъемлемой частью Технического задания, в нарушение статей 7 и 33 Федерального закона о контрактной системе в полном объеме в составе извещения о закупке не было размещено.
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Радиосвязь-Маяк" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Радиосвязь-Маяк" (ИНН 3429004907, КПП 384901001);
- о директоре, об участнике общества с ограниченной ответственностью "Радиосвязь-Маяк" (размер доли (в процентах) 100) Момотюке Сергее Сергеевиче (ИНН 380895322467).
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
_
_.
_. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 января 2022 г. N 055/10/104-72/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2023