Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Администрацией Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Газовик-2007" (далее - ООО "Газовик-2007", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N Ф.2022.608002 от 29.08.2022, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий и работ по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Москальская с. Любино-Малороссы от ул. Старожильской до ул. Заводская Красноярского городского поселения в Любино-Малоросском сельском поселении Любинского муниципального района Омской области (Реестровый номер 22.33.1573)" (извещение N 0152200004722001511) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Маннапова Григория Валеевича, главы; Ремша Сергея Петровича (доверенность от 13.01.2023),
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 143 от 07.02.2022),
при участии представителя подрядчика - Касимовой Альбины Абдрахимовны (доверенность от 01.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 701-ЭП/23 от 24.01.2023) о включении информации о подрядчике в Реестр, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 04.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 3900000 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 15.08.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 1979000 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 83.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.08.2022 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Газовик-2007").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 29.08.2022 между заказчиком и обществом заключен контракт.
02.11.2022 между заказчиком и подрядчиком заключено дополнительное соглашение N 1 контракту.
11.01.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 23.01.2023, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 23.01.2023 в разделе "Реестр контрактов".
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 указанной нормы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного сторонами контракта, в котором указано: "начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - не позднее 20 декабря 2022 года".
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
На основании пункта 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 раздела 1 "Предмет контракта":
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить инженерные изыскания и работы по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Москальская с. Любино-Малороссы от ул. Старожильской до ул. Заводская Красноярского городского поселения в Любино-Малоросском сельском поселении Любинского муниципального района Омской области (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение инженерных изысканий и работ по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Москальская с. Любино-Малороссы от ул. Старожильской до ул. Заводская Красноярского городского поселения в Любино-Малоросском сельском поселении Любинского муниципального района Омской области (Приложение к настоящему контракту) (далее - Техническое задание)".
Разделом 6 контракта были регламентированы права и обязанности сторон, вытекающие из заключенного контракта.
В частности, в пункте 6.4 контракта были закреплены обязанности подрядчика, а именно:
- принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом: выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях реконструкции объекта капитального строительства (подпункт 6.4.1);
- выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода (подпункт 6.4.2);
- передать Заказчику результаты выполненных работ в соответствии с условиями настоящего контракта (подпункт 6.4.4);
- в течение 2 дней с даты завершения выполнения работ сформировать с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - усиленная ЭП) лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и разместить в ЕИС документ о приемке, а также предоставить счет-фактуру (счет) (подпункт 6.4.13).
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (подпункт 7.6.1 пункта 7.6 контракта).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Также в подпункте 6.1.3 пункта 6.1 контракта определены права заказчика, связанные с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По условиям контракта подрядчик должен был выполнить работы в срок не позднее 20 декабря 2022 года.
В связи с тем, что в обусловленный контрактом срок работы в полном объеме подрядчиком не были выполнены, результат работ с положительным заключением государственной экспертизы не был сдан заказчику, последним 11.01.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком его условий.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
4. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Газовик - 2007" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
4.1. Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое заказчиком области решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.01.2023 в 13:22 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3551907865722000002) признается 11.01.2023 в 13:22 (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, ООО "Газовик-2007" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) в период с 12.01.2023 по 23.01.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
В связи с указанным, датой расторжения контракта фактически могло являться 24.01.2023.
Вместе с тем, информация о расторжении контракта, размещенная заказчиком в ЕИС 23.01.2023 https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reest rNumber=3551907865722000002 содержит сведения о дате расторжения - 23.01.2023, аналогичная дата расторжения контракта указана также в обращении заказчика.
Указанное свидетельствует о том, что в нарушение частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе контракт расторгнут заказчиком раннее законодательно установленного срока (23.01.2023), в связи с чем заказчиком был сокращен срок устранения подрядчиком недостатков по контракту.
4.2. Омским УФАС России 24.01.2023 в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 27.01.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 31.01.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом представлены письменные пояснения (вх. N 871/23 от 27.01.2023).
Представленные заказчиком и подрядчиком сведения об их взаимодействии в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Из содержания пояснений подрядчика следует, что в ходе выполнения работ возникла необходимость в предоставлении дополнительных документов со стороны заказчика, а именно документов свидетельствующих о формировании земельного участка, в границах которого необходимо проводить проектирование автомобильной дороги, о чем подрядчик информировал заказчика письмами от 26.08.2022, от 28.09.2022, от 12.10.2022, от 18.10.2022, от 21.10.2022, от 26.10.2022.
В связи с тем, что на момент заключения контракта данная информация отсутствовала, между сторонами была достигнута договоренность относительно выполнения работ по формированию земельного участка, в связи с чем, между заказчиком и обществом 02.11.2022 было заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, которым перечень основных видов работ был дополнен работами по государственному кадастровому учету земель в зоне проектирования, в связи с чем, была увеличена цена контракта на 10% (2176000 руб.).
При этом подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 251 от 23.11.2022), согласно которому общество проинформировало о том, что работы по контракту будут выполнены им в срок до 30.01.2023, в связи с необходимостью в выполнении дополнительных видов работ.
Вышеуказанным письмом общество проинформировало заказчика о выполнении полного комплекса работ по инженерным изысканиям, что составляет 60% от объема работ, предусмотренных контрактом.
Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо с предложением о расторжении контракта, в связи с тем, что, по мнению Администрации, общество не сможет исполнить обязательства по контракту в установленный в нем срок.
Как следует из представленных документов, 29.12.2022 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 268) о передаче материалов инженерных изысканий, а также о передаче проектной документации.
Подрядчик просил принять результаты выполненных работ, при этом в письме содержалась ссылка для скачивания материалов инженерных изысканий и разработанной проектной документации.
Также подрядчиком в адрес заказчика направлена претензия, согласно которой им выполнены работы на 60% по основному контракту и на 100% по дополнительному соглашению к контракту, в связи с чем общество просило возместить стоимость выполненных работ по контракту.
Из представленных материалов следует, что Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области о взыскании 1384400 руб. по контракту.
Вместе с тем из пояснений заказчика следует, что в его адрес не поступало ни одного документа, подтверждающего факт выполнения работ, следовательно, у заказчика отсутствовали правовые основания считать, что работы были выполнены подрядчиком.
При этом Комиссия не может согласиться с позицией подрядчика относительно возможности выполнения им работ по контракту в срок 180 дней, т.е. до конца февраля 2023 года, поскольку в соответствии с пунктом 12.1 раздела 12 "Заключительные положения" контракта срок 180 календарных дней связан исключительно с действием самого контракта, а не со сроком выполнения работ по контракту (в пункте 1.4 предмета контракта однозначно указано, что "окончание срока выполнения работ - не позднее 20 декабря 2022 года").
Следует отметить, что срок выполнения работ не был изменен сторонами при заключении 02.11.2022 дополнительного соглашения N 1 к контракту.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе с при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"ж".
Таким образом, приемка работ в силу вышеуказанных императивных норм Федерального закона о контрактной системе с 01.01.2022 осуществляется исключительно в электронном виде с использованием единой информационной системы.
Подрядчиком не представлены Комиссии документальные доказательства того, что им передавался результат работ заказчику, при этом на момент рассмотрения обращения заказчика в единой информационной системе какие-либо документы о приемке работ подрядчиком не размещены.
Как было указано выше, результат работ (проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий) заказчику не был передан.
С учетом изложенного, ООО "Газовик-2007" свои обязательства по контракту не выполнило, соответственно заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Действуя в рамках заключенного контракта, исполнитель должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об исполнении государственного и муниципального заказа и заключая соответствующий контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с ним как лицом, осуществляющим выполнение государственного или муниципального заказа.
Подрядчик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Подписав контракт, подрядчик среди прочего приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на подрядчика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
Однако в связи с тем, что заказчиком была неверно определена дата расторжения контракта, т.е. фактически сокращен срок для устранения подрядчиком нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения, в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил сведения об ООО "Газовик-2007" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Газовик-2007": 644050, Омская область, г. Омск, ул. 3-я Заозерная, д. 9, ИНН 5501204396, КПП 550101001;
- о директоре обществе с ограниченной ответственностью "Газовик-2007" Быковой Елене Аркадьевне, ИНН 550708520637;
- об участнике обществе с ограниченной ответственностью "Газовик-2007" Быкове Аркадии Васильевиче (размер доли (в процентах) - 50 %, ИНН 550108126124,
- об участнике обществе с ограниченной ответственностью "Газовик-2007" Быковой Елене Аркадьевне (размер доли 25%), ИНН 550708520637,
- об участнике обществе с ограниченной ответственностью "Газовик-2007" Быкове Владиславе Аркадьевиче (размер доли 25%), ИНН 550717738333.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии |
А.П. Алексина
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 января 2023 г. N 055/10/104-70/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023