Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Кугесьский дет-
ский дом интернат для умственно отсталых детей" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности, уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности, заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ШЕЛДОНФАРМА" -
<_>, представителя по доверенности, рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ШЕЛДОНФАРМА" (далее - Заявитель, ООО "ШЕЛДОНФАРМА") на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Кугесьский детский дом интернат для умственно отсталых детей" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 24.01.2023 поступила жалоба ООО "ШЕЛДОНФАРМА" на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Кугесьский детский дом интернат для умственно отсталых детей" Министерства труда и социальной защиты Чувашской
Республики на поставку смеси белковой композитной сухой (изв. N
0815500000523000116) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе Заявитель сообщает, что положения извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик необоснованно включил в описание объекта закупки дополнительные требования к товару, а также описанию объекта закупки соответствует товар только одно производителя.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении электронного аукциона сформирована в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
17.01.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523000116 о проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 200 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
Объектом закупки является смесь белковая композитная сухая, КТРУ
10.86.10.910-00000002.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В Приложении N1 к извещению, установлены характеристики смеси белковой композитной сухой.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован Каталог.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара, оказании услуг, выполнении работ.
Указанная позиция КТРУ не содержат запрета на включение дополнительных характеристик.
Приложением N 1 к извещению установлено следующее:
1
Наимено вание про- |
Характеристика продукта |
Обоснование необходимости использования дополнительных по Обоснование необходимости использования дополнительных показателей (характеристик): Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 1,5 до 5 мг на 100 г, и молибден в количестве от 50 до 175 мкг. на 100г, включена для уточнения потребности Заказчика с учетом ст. 33 Федерального закона от |
Ед. из- |
Количе- |
|
Область применения, качество, ха- |
Пищевая и Энергетическая |
||||
Смесь белковая компо зитная сухая КТРУ 10.86. 10.910 - 00000 002 |
Вид применяемого рактеристики про- сырья: Белок молока Агломерированная форма: Да Наличие обогащающих компонентов: Да Предназначена для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд. |
Смесьценность в 100 г. белковая композитная сухая должна содержать минералы: марганец в количестве от 1,5 до 5 мг на 100 г, и молибден в количестве от 50 до 175 мкг. на 100г Пищевая и энергетическая ценность в 100 г Белки - 40,0 г Жиры - 20,0 г Углеводы - 30,0 г в т.ч. пищевые волокна - 4 г Энергетическая ценность - 452,0 Ккал. |
кг |
500 |
|
|
|
Упаковка: пакеты из многослойных полимерных материалов, масса нетто от 1,0 до 10,0 кг. |
05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016 таб. 2 и таб. В3) и методических рекомендаций МР 2.3.1.0253-21 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" ( утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2021 г). Обоснование использования дополнительной характеристики: "Пищевая и энергетическая ценность в 100 г Белки - 40,0 г, Жиры - 20,0 г, Углеводы - 30,0 г, в т.ч. пищевые волокна - 4 г, Энергетическая ценность - 452,0 Ккал". Включена для применения ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси |
|
|
белковые
компо
зитные сухие. Об
щие
технические
условия".
Обоснование ис
пользования до
полнительной ха
рактеристики:
"
Предназначена
для диетического
лечебного и дие
тического профи
лактического пи
тания взрослых и
детей старше трех
лет в качестве
компонента для
приготовления го
товых блюд."
Включена
для
уточнения
по
требности
Заказ
чика с учетом ст.
33
Федерального
закона
от
05.04.2013 N 44
ФЗ.
Обоснование ис
пользования до
полнительной ха
рактеристики:
"Упаковка: паке
ты из многослой
ных полимерных
материалов, масса
нетто от 1,0 до
10
,0 кг." Установ
лено для длитель
ной сохранности
продукта, от попа
дания сырости.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и описанию объекта закупки заказчиком была указана дополнительная информация, с обоснованием их применения.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что специализированные продукты, обогащенные марганцем и молибденом, обеспечивают ими в надлежащем количестве рацион получателей социальных услуг в стационарной форме для выполнения профилактических диетотерапевтических задач службы социальной защиты. Согласно научным данным, которые легли в основу разработки рациона питания получателей социальных услуг в стационарной форме, молибден и марганец являются жизненно важными минеральными веществами, которые лица, относящиеся к этой группе (люди с ослабленным здоровьем, инвалиды и особенно люди пожилого и старческого возраста и др.) должны получать в количестве, существенно превышающем физиологические нормы потребления для рационального питания обычного населения. Кроме того, известно, что потребность в марганце и молибдене с возрастом не уменьшается, а увеличивается, ввиду снижения их усвояемости.
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в извещение о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
В Извещении о закупке отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
В материалы дела заявителем не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия участия в закупке и необоснованном ограничении количества участников закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "ШЕЛДОНФАРМА" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалоба ООО "ШЕЛДОНФАРМА" на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Кугесьский детский дом интернат для умственно отсталых детей" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на поставку смеси белковой композитной сухой (изв. N 0815500000523000116) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 3 февраля 2023 г. N 021/06/33-35/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023