Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в отсутствие представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края, общества с ограниченной ответственностью "Спец-Инвест" (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/53 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Спец-Инвест" (ИНН 6679054141) (далее также - ООО "Спец-Инвест", Общество), учредителе (директоре) Общества Малыгине Александре Сергеевиче (ИНН 667351446000) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 02.03.2022 N 60 на поставку надгортанных воздуховодов (реестровый номер 2272500647622000149), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 08.02.2022 N 0122200002522000269), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Спец-Инвест",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Спец-Инвест" (ИНН 6679054141), учредителе (директоре) Общества Малыгине Александре Сергеевиче (ИНН 667351446000) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 02.03.2022 N 60 на поставку надгортанных воздуховодов (реестровый номер 2272500647622000149), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 08.02.2022 N 0122200002522000269), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Спец-Инвест" (далее также - Поставщик)).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого" проведен электронный аукцион на поставку надгортанных воздуховодов.
Извещение N 0122200002522000269 о проведении торгов размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.02.2022.
Начальная цена контракта: 1 105 200,00 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002522000269 от 18.02.2023, победителем торгов признан участник закупки с идентификационным номером заявки - N 111381567 (заявка ООО "Спец-Инвест"), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 784 692,00 рублей.
02.03.2022 между заказчиком и победителем торгов ООО "Спец-Инвест" заключен государственный контракт N 60 (реестровый номер 2272500647622000149) (далее - контракт), с ценой контракта 784 692,00, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является поставка надгортанных воздуховодов (далее - Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
П. 1.2 контракта установлено, что поставляемый Товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2).
Приложением 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед. товара без НДС, руб. |
НДС |
Цена за ед. товара с НДС, руб. |
Сумма, руб. |
|
% |
руб |
|||||||
1 |
Надгортанный воздуховод (Вид1) Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; Индия; Китай; Тайвань (Китай); Соединенные Штаты Америки; Литва товарный знак: Intersurgical |
шт |
100 |
- |
- |
- |
1 961,73 |
196 173,00 |
2 |
Надгортанный воздуховод(Вид2) Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; Индия; Китай; Тайвань (Китай); Соединенные Штаты Америки; Литва товарный знак: Intersurgical |
шт |
200 |
- |
- |
- |
1 961,73 |
392 346,00 |
3 |
Надгортанный воздуховод (Вид3)Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; Индия; Китай; Тайвань (Китай); Соединенные Штаты Америки; Литва товарный знак: Intersurgical |
шт |
100 |
- |
- |
- |
1 961,73 |
196 173,00 |
Итого: |
|
|
|
|
|
784 692,00 |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара установлены в Технической части в Приложении 2 к контракту.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 контракта срок поставки и место поставки Товара установлены в соответствии с графиком поставки товара (Приложение 3 к контракту).
согласно графику поставки поставка товара осуществляется в 4 этапа:
- 1 этап: в течение 21 дня с момента заключения контракта (цена этапа - 215790,30 рублей, место доставки: Российская Федерация, 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, улица Тихоокеанская, 213, склад);
- 2 этап: с 01.05.2022 по 20.05.2022 (цена этапа - 215790,30 рублей, место доставки: Российская Федерация, 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, улица Тихоокеанская, 213, склад);
- 3 этап: с 01.07.2022 по 20.07.2022 (цена этапа - 215790,30 рублей, место доставки: Российская Федерация, 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, улица Тихоокеанская, 213, склад);
- 4 этап: с 01.11.2022 по 20.11.2022 (цена этапа - 137321,10 рублей, место доставки: Российская Федерация, 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, улица Тихоокеанская, 213, склад).
Разделом 4 контракта Стороны согласовали права и обязанности.
В соответствии с п. 4.4.1 контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Порядок сдачи-приемки товара установлены в разделе 6 контракта.
В соответствии с п. 6.5 контракта приемка Товара осуществляется Заказчиком по количеству, ассортименту и комплектности (при необходимости) в соответствии со Спецификацией, по качеству в соответствии с Технической частью.
Согласно п. 6.9 контракта датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 31.01.2023 включительно (п. 11. 1 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.
Как следует из обращения заказчика, по условиям контракта (п. 5.1 контракта) поставка товара осуществляется в 4 этапа.
Согласно графику поставки товара срок исполнения 4-го этапа: с 01.11.2022 по 20.11.2022 на сумму 137 321,10 рублей. Однако в указанный срок поставка товара не осуществлена.
Также, согласно графику поставки товар по 3-му этапу поставки на сумму 215 790,30 рублей должен быть поставлен в период с 01.07.2022 по 20.07.2022. Частичная поставка осуществлена 31.08.2022 на сумму 98 086,50 рублей, 09.12.20222 на сумму 62 775,36 рублей. Однако окончательная поставка по 3-му этапу не осуществлена.
В связи с этим в адрес Поставщика направлено претензионное письмо исх. от 12.12.2022 N 01.01-71-6998 с требованием оплаты суммы пени.
15.12.2022 Поставщиком осуществлена частичная поставка товара, однако по количеству и наименованию поставленный товар не соответствует товарной накладной, размещенной Поставщиком в ЕИС.
В соответствии с п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.
В связи с тем, что поставка товара в установленный контрактом срок не осуществлена Поставщиком в полном объеме, Поставщиком нарушались сроки поставки товара, заказчиком 13.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Размещено в ЕИС 13.01.2023 и направлено Поставщику 13.01.2023.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта Поставщиком не устранены, поставка товара не осуществлена в полном объеме, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 24.01.2023 вступило в силу, контракт расторгнут с 24.01.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/53, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Правоотношения сторон вытекают из контракта на поставку товара и регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Закона N 44-ФЗ и общими положения гражданского законодательства об обязательствах.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Поставщиком не устранены нарушения условий контракта, поставка товара не осуществлена в полном объеме.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты получения Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, т.е. 13.01.2023. Контракт расторгнут с 24.01.2023.
Пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "Спец-Инвест" самостоятельно просчитывает свои риски.
Заказчик, разместив объявление о закупке на поставку надгортанных воздуховодов (Извещение от 08.02.2022 N 0122200002522000269), известил о предмете закупки, об условиях поставки товара, а участник выразил свое согласие исполнить обязательства согласно условиям заказчика.
Заключив контракт, Поставщик принял на себя обязательства поставить товар в соответствии с условиями заказчика, изложенными в контракте. Следовательно, обязательства должны быть исполнены Поставщиком надлежащим образом в силу требований ст. 309 ГК РФ.
В ходе проведения проверки в адрес Хабаровского УФАС России пояснения от ООО "Спец-Инвест" не поступали. Обществом не представлено надлежащих доказательств того, что Обществом исполнены обязательства по спорному контракту надлежащим образом.
Таким образом, ООО "Спец-Инвест" допущено существенное нарушение условий контракта, выразившееся в неисполнении условий контракта в полном объеме, а также в неоднократном нарушении сроков исполнения контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого об ООО "Спец-Инвест" (ИНН 6679054141), учредителе (директоре) Общества Малыгине Александре Сергеевиче (ИНН 667351446000), в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого об ООО "Спец-Инвест" (ИНН 6679054141), учредителе (директоре) Общества Малыгине Александре Сергеевиче (ИНН 667351446000), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31 января 2023 г. N РНП-33
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023