На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 с поступившим поручением ФАС России от 13.06.2019 года исх. N МЕ/49839-ПР/19 о проведении проверок в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", уведомления муниципального бюджетного образовательного учреждения-средне общеобразовательная школа N2 им. И.Г. Петровского г. Севска (далее-МБОУ "Севская средняя школа N2") от 13.12.2022 N103, в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области 10.01.2022 N15/23, от 23.01.2023 N 38/23, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика МБОУ "Севская средняя школа N2", действующего на основании приказа от 12.09.2016 N133-к), осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком по соблюдению заказчиком МБОУ "Севская средняя школа N2" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного подрядчика на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска", установила: 12.12.2022 между заказчиком МБОУ "Севская средняя школа N2" и ООО "Дельта-Плюс" заключен муниципальный контракт N1 на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска". Согласно п. 2.1 Контракта цена работ составила 40 499 830,00 рублей 00 копеек. Срок выполнения работ: 1 этап: с момента даты заключения контракта по 23.12.2022-28 349 947,78 р; 2 этап-с 10.01.2023 до 01.03.2023-12 149 882,22 р. Согласно преамбуле заключенного муниципального контракта N 1 на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" от 12.12.2022 контракт заключен у единственного подрядчика в порядке п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе. До проведения неплановой проверки поступило уведомление об осуществлении закупки у единственного подрядчика от 13.12.2022 N103, в рамках внеплановой проверки МБОУ "Севская средняя школа N2" представлены письменные пояснения от 16.01.2023 б/н, N6, согласно которых контракт заключен в следствие обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения чрезвычайной ситуации, па также в виду нецелесообразности применения конкурентных способов закупки. Согласно письменных пояснений от 16.01.2023 б/н к основному перечню конкретных обстоятельств, послуживших основанием для заключения МБОУ "Севская средняя школа N2" муниципального контракта N 1 на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" от 12.12.2022 контракт заключен у единственного подрядчика в порядке п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе отнесены : 1)В рамках ранее проведенного электронного аукциона в 2022 на участие в закупке подана 1 заявка ООО "Строительная компания Олимп"; 2)В связи с проведением специальной военной операции на Украине и введения на территории Брянской области высокого (желтого) уровня террористической опасности, в Севском районе приняты меры, направленные на обеспечение мер антитеррористической защищенности. Постановлением Администрации Севского муниципального района "О создании пункта временного размещения пострадавшего населения на территории Севского муниципального района" от 22.04.2021 N 277 принято, что МБОУ "Севская средняя школа N2" определено как пункт временного размещения пострадавшего населения на 100 человек. В связи с проведением капитального ремонта МБОУ "Севская средняя школа N2" 19.09.2022 Администрацией Севского муниципального района принято Распоряжение "О создании временного пункта временного размещения населения в МБОУ "Севская средняя школа N1им. Октябрьской революции" на 50 человек. В Севском районе занимающим приграничное положение, уменьшение количества размещаемого пострадавшего населения в ПВР может привести к неблагоприятным последствиям. Так как в МБОУ "Севская средняя школа N2" два спортивных зала, укрытие для учащихся и работников, необходимо скорейшее завершение первого этапа ремонта, что подтверждается письмом ГО ЧС Севского района от 07.11.2022; 3)В связи с установившимися морозами и не завершённой работой по монтажу систем отопления и теплоснабжения, имеется риск ухудшения состояния конструкции объекта и качества ранее выполненных и оплаченных работ по внутренней отделке, а также для исключения риска срыва реализации федерального проекта по капитальному ремонту школьных систем, на что указано в письме технадзора ООО "Стройдело" от 06.12.2022 о необходимости в кратчайшие сроки обеспечить выполнение работ. 4) В декабре 2022 бессмысленно осуществлять проведение конкурентной закупки ввиду роста цен на строительные материалы в 2022 году, НМЦК рассчитано в 1-м квартале 2022 . |
По итогам внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что МБОУ "Севская средняя школа N2" муниципальный контракт N1 на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" на сумму 40 499 830,00 рублей 00 копеек заключен с нарушением требований Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на момент осуществления закупки, поскольку:
1) Заказчиком МБОУ "Севская средняя школа N2" определен способ закупки у единственного подрядчика на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В силу ст. ст. 1, 6, 8 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержат выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно;
Таким образом, заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в порядке п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе исключительно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, и при этом если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Должностным лицом Брянского УФАС России не установлено таких обстоятельств.
Поскольку нормы Закона о контрактной системе в целях его применения не раскрывают содержание понятия обстоятельств непреодолимой силы, следует исходить из правил пункта 3 статьи 401 ГК РФ, согласно которым под такими обстоятельствами понимаются обстоятельства, имеющие чрезвычайный и непредотвратимый характер.
К непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.
Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов.
Вместе с тем, необходимость выполнения капитального ремонта здания не может рассматриваться в качестве обстоятельства непреодолимой силы по смыслу статьи 403 ГК РФ, поскольку не обладает свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, и поэтому не обусловливает правомерность привлечения единственного подрядчика к выполнению работ в порядке п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 ст. 401 ГК РФ к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Поскольку заключению муниципального контракта N1 на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" на сумму 40 499 830,00 рублей 00 копеек, заключенному 12.12.2022 предшествовало осуществление заказчиком конкурентной закупки путем проведения электронного аукциона за N за 0127200000222001027, извещение о проведении которого размещено в ЕИС в сфере закупок 15.03.2022, по итогам которой был закачен контракт с ООО "Строительная компания Олимп", то потребность в выполнении капитального ремонта здания, которая реализована заключением 12.12.2022 контракта у единственного подрядчика возникла у заказчика не внезапно, не вследствие независящего от сторон события или обстоятельства, а ввиду ненадлежащего исполнения ранее отобранным подрядчиком ООО "Строительная компания Олимп" обязательств по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "Средней общеобразовательной школы N 2 им. И. Г. Петровского г. Севска" N 0127200000222001027-01 от 05.04.2022 по итогам электронного аукциона за 0127200000222001027.
Согласно установленному факту решением Брянского УФАС России по делу N РНП-32-733 от 08.12.2022 05.04.2022 между заказчиком МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И. Г. Петровского г. Севска" и ООО "Строительная компания Олимп" заключен контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N 2 им. И. Г. Петровского г. Севска" за 0127200000222001027-01.
В соответствии с положениями п. 5.1 контракта определены следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с даты подписания контракта окончание работ 20 августа 2023 года.
Согласно Приложению N 2 к контракту определен график выполнения работ:
1 этап: 05.04.2022-30.08.2022
2 этап: 01.07.2023-20.08.2023.
Начиная с 16.06.2022 по 17.11.2022 МБОУ "Севская средняя школа N2" направляло в адрес ООО "Строительная компания Олимп" претензии о невыполнении работ в установленные контрактом сроки, переписка между сторонами велась и за пределами окончания срока работ, т.е. после 20.08.2022. И только 18.11.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В основу решения об одностороннем отказе положен факт неисполнения ООО "Строительная компания Олимп" обязательств по контракту в части выполнения работ по капитальному ремонту МБОУ "Средней общеобразовательной школы N 2 им. И. Г. Петровского г. Севска".
Невыполнение ООО "Строительная компания Олимп" обязательств по контракту от 05.04.2022 в установленный срок предоставляло право заказчику принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта после 20.08.2022, что позволило бы заказчику осуществить повторную процедуру конкурентной закупки (электронный аукцион, конкурс) или более сокращенный вариант по срокам проведения конкурентный способ закупки-запрос котировок в электронной форме, что предусмотрено положениями под. б п.2 ч.10 ст. 24 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик вправе осуществить электронный запрос котировок независимо от цены контракта в случае расторжения контракта в одностороннем порядке.
Неблагоприятные погодные условия при производстве строительно-монтажных работ не являются обстоятельством непреодолимой силы, поскольку выполнение работ по монтажу систем отопления и теплоснабжения на рассматриваемом объекте в зимнее время года связано лишь с заключением контракта 12.12.2022 года и выполнение работ по монтажу систем отопления и теплоснабжения не составляют предмет контракта от 12.12.2022, а являются лишь частью выполняемых работ по капитальному ремонту здания и, следовательно, не могут являться правовым основанием для заключения целого муниципального контракта на капитальные работы без проведения конкурентных процедур.
Нарушение срока реализации бюджетного финансирования также нельзя квалифицировать в качестве обстоятельства непреодолимой силы. Необходимость реализации выделенных бюджетных средств в рамках национального проекта не может служить основанием для нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе и заключения контракта в обход конкурентных процедур.
Инспекцией Брянского УФАС России также не принимается довод заказчика о правомерности заключении муниципального контракта N 1 на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" от 12.12.2022 у единственного подрядчика ввиду определения здания МБОУ "Севская средняя школа N2" пунктом временного размещения пострадавшего населения на территории Севского муниципального района", поскольку в виду начала ремонта МБОУ "Севская средняя школа N2" в Севском муниципальном районе 19.09.2022 Администрацией Севского муниципального района принято Распоряжение "О создании иного временного пункта временного размещения населения в МБОУ "Севская средняя школа N1им. Октябрьской революции" на 50 человек. Документов, подтверждающих необходимость размещения пострадавшего населения в 2022 году как до 50 таки больше 50 человек заказчиком не представлено.
Инспекцией Брянского УФАС России не установлено событий, прогнозирование которых рассматривались заказчиком как наступление какой-либо чрезвычайной ситуации (письмо от 13.12.2022 N103), что потребовало заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания школы от 12.12.2022 для ее предупреждения.
Учитывая сумму заключенного контракта 40 499 830,00 рублей 00 копеек, закупка на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт МБОУ "Средней общеобразовательной школы N2 им. И.Г. Петровского г. Севска" должна осуществляться конкурентным способом- электронным аукционом, конкурсом, электронным запросом котировок.
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика имелась возможность для соблюдения положений Закона о контрактной системы в части выбора способа определения подрядчика конкурентным способом, однако им не предприняты все возможные действия для из соблюдения.
На основании вышеизложенного, инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии у заказчика МБОУ "Севская средняя школа N2" правовых оснований для закупки у единственного поставщика в соответствии с положениями п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчику согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе надлежало использовать конкурентные способы определения поставщиков (электронный аукцион, конкурс. электронный запрос котировок).
Ответственность за указанное правонарушение установлено ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
В рамках внеплановой проверки заказчиком представлены информация о выполнении работ на объекте капитального строительства в декабре 2022 на сумму 28349947,78 руб., оплачены согласно платежного поручения N741626 от 29.12.2022в январе 2023 работы выполнены на сумму 6000000,00 рублей, КС2 и КС3 находятся на стадии рассмотрения заказчиком.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика МБОУ "Севская средняя школа N2" нарушение ч. 1 ст. 24, ч. 2 статьи 8, п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе в части определения способа определения подрядчика не конкурентным способом.
2. Поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "___"
Члены инспекции
"____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 1 февраля 2023 г. N 032/06/99-4/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023