Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N 156/2022 от 23 декабря 2022 г.), "_" (доверенность N165/2023 от 27 января 2023 г.),
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А", Общество) - "_" (доверенность N2022 от 16 декабря 2022 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 23 января 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "А" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "А" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 04 июля 2022 года N 207-ОЗ-ЭА/22 на поставку и последующую установку роботизированной системы гистологической и иммуногистохимической диагностики с архивированием, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "А" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/67/23 от 24 января 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 30 мая 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчиком размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 30.05.2022 N0134200000122002853".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 570 000 руб. 00 коп.
22 июня 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 22.06.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 5 заявок, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.06.2022 NИЭА1 заявка ООО "А" признана победителем электронного аукциона.
04 июля 2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - роботизированная система гистологической и иммуногистохимической диагностики с архивированием (код ОКПД2 - 26.60.12.119) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование правилам эксплуатации Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги."
Согласно пункту 5.1 Контракта: "Поставка Оборудования и оказание Услуг осуществляется Поставщиком в соответствии с пунктом 1.3 Контракта, в течение 120 (Ста двадцати) календарных дней с момента заключения контракта. По согласованию с Заказчиком Поставщик имеет право досрочно выполнить обязательства по поставке оборудования и оказанию услуг. Поставщик за 10 (Десять) дней до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление о дате и времени поставки.".
Таким образом, исполнение обязательств по Контракту должно осуществляться в срок до 01 ноября 2022 г. включительно.
Из пояснений Заказчика установлено, что в установленный срок Общество не исполнило обязательства по Контракту в полном объеме.
По факту нарушения срока поставки Заказчиком в адрес Общества была направлена претензия от 08 ноября 2022 г. (исх. N564-юр.).
В виду отсутствия результатов исполнения ООО "А" обязательств по Контракту Заказчиком повторно была направлена претензия от 13 декабря 2022 г. (исх. N13-юр.).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Расторжение Контракта по соглашению Сторон производится путем подписания соответствующего соглашения о расторжении. Сторона, которой направлено предложение о расторжении Контракта по соглашению Сторон, должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 5 (Пяти) календарных дней с даты его получения.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 10 января 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21 января 2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "А" установлено, что, действуя добросовестно, Общество в течение июня 2022 года осуществила бронирование оборудования, входившего в комплект поставки в рамках государственного контракта. Часть оборудования, подлежавшего поставке в рамках государственного контракта, были получены Обществом в кратчайшие сроки и были готовы к поставке.
Так же представитель ООО "А" пояснил, что поставка иммуногистостейнеров автоматических Benchmark (вариант исполнения: Benchmark GX), производитель Вентана Медикал Системс Инк., США в установленные в контракте срока оказалось невозможной в силу ограничений, установленных Правительством США и ЕС в отношении поставки высокотехнологичного оборудования в Российскую Федерацию. При этом производитель данного оборудования, компания "Вентана Медикал Системс Инк.", расположена на территории США и подчиняется юрисдикции данного государства.
При общении с официальным импортером данного оборудования на территории Российской Федерации - ООО "Рош Диагностикс Рус" в день размещения заказа на поставку данного оборудования, Обществу стало известно, что заказанное оборудование имеется на складе компании "Вентана Медикал Системс Инк.", расположенном на территории Германии, однако в связи с введением санкций и ужесточением правил экспорта высокоточного медицинского оборудования на территорию Российской Федерации, требуется оформление отдельной экспортной лицензии на каждую поставку такого оборудования, а также оформление дополнительных документов.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Обществу было отказано в выдаче экспортной лицензии на поставку оборудования в виде иммуногистостейнера автоматического Benchmark (вариант исполнения: Benchmark GX), производитель Вентана Медикал Системс Инк., США обусловленного государственным контрактом, заключенным 04 июля 2022 года.
В виду возникших непредвиденных обстоятельств Обществом были приняты меры по поиску аналогичного оборудования, которое может быть поставлено взамен иммуногистостейнера автоматического Benchmark (вариант исполнения: Benchmark GX), производитель Вентана Медикал Системс Инк., США. О данном факте свидетельствует письмо, направленное в адрес заказчика от 27 декабря 2022 года за N 72-2022 и письмо от 11.01.2023 г. исх. N 03-2023, в рамках которых Заказчику было предложено рассмотреть возможность замены иммуногистостейнера автоматического Benchmark (вариант исполнения: Benchmark GX), производитель Вентана Медикал Системс Инк., США на аналогичное оборудование отечественного производителя.
Вместе с тем, предложение о замене товара иностранного производства на товар с российского производства Заказчик не принял.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "А" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "А", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 797 исполненных контрактов, по которым ООО "А", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "А", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "А", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "А", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "А" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "А" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "А" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023