На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки).
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;
участники Инспекции: Ворошилов В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Выскубов М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - ГБУЗ ИГОДКБ ИНН: 3811029091 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупки N 2381102909122000362.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- пояснения заказчика по факту обращения АСО "Общественный контроль"
- контракт;
- иные документы, связанные с осуществлением закупки.
Описательная часть
в Иркутское УФАС России от АСО "Общественный контроль" (далее - заявитель) поступило обращение о проведении внеплановой проверки в отношении ГБУЗ ИГОДКБ.
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлено следующее.
25 августа 2022 года ГБУЗ ИГОДКБ (далее - заказчик) на основании проведенного электронного аукциона N 0134200000122003628 заключен контракт с ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ МЕД АЛЕКС БАЙКАЛ" (далее - общество, исполнитель).
Согласно пункту 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников (далее - Услуги) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
По мнению заявителя, заказчиком нарушены положения части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ так как им не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей к уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
Заказчиком представлены письменные пояснения, из содержания которых следует, что вышеуказанный довод обращения считает необоснованным и не усматривает в своих действиях нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, инспекция Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 установлено требование о включении в контракт условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта. Аналогичная позиция изложена в Информационном письме Минфина России от 15 мая 2019 N 24-01-07/34829 "По вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения".
Требования пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ применяются с учетом положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при одновременном соблюдении совокупности следующих условий: налоги, сборы и иные обязательные платежи должны быть связаны с оплатой контракта, заказчик является налоговым агентом в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117 (далее - Налоговый кодекс РФ).
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Такие обязанности предусмотрены в случае, когда заказчик заключает контракт с физическим лицом. В этом случае, в соответствии с частью 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в части 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
То есть, в вышеуказанном случае заказчик выступает налоговым агентом физического лица, получающего прибыль от исполнения контракта, в связи с чем Федеральным законом N 44-ФЗ возложена обязанность о снижении цены контракта, уплачиваемой поставщику (подрядчику, исполнителю) на сумму налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Таким образом, обязанность заказчика включать в контракт условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта возникает в случае, если такой заказчик выступает налоговым агентом по отношении к поставщику (подрядчику, исполнителю).
Случаи, когда организация выступает налоговым агентом перечислены в Налоговом кодексе РФ. (Отдельные случаи уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль; уплаты налога на доходы физических лиц).
Вместе с тем, из пояснений заказчика следует следующее.
Размещенный проект контракта на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников (Идентификационный код закупки N 222381102909138110100103750018621244), подготовлен в соответствии с приказом министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 27.12.2021 N 37-мпр.
Так, в указанном проекте контракта в разделе 2 "Цена контракта, порядок и сроки оплаты Услуг" содержатся следующие пункты:
2.3. Сумма, подлежащая уплате Исполнителю, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, и составляет_____ ( ) рублей _____ ( ) копеек7.
2.4. Сумма, подлежащая уплате Исполнителю, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта с даты утраты права на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", в том числе в случаях снятия Исполнителя с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и (или) превышения дохода в текущем календарном году 2,4 млн. руб., и составляет ( ) р у б л е й ( ) копеек.
К указанным пунктам типового проекта контракта и проекта контракта к закупке N 0134200000122003628 имеются сноски, согласно которым, указанные пункты при заключении контракта могут исключаться из Контракта.
Вместе с тем, условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком содержатся в проекте контракта документации об аукционе, размещенном в ЕИС.
На основании результатов определения Исполнителя путем проведения электронного аукциона (протокол от "10 " августа 2022 года N 0134200000122003628) между ГБУЗ ИГОДКБ и ООО "ММЦ МЕД АЛЕКС БАЙКАЛ" заключен контракт N 603-ЭА/22-3628 от 25.08.2022 г. на оказание услуг по проведению периодического
Согласно п. 2.2 Контракта цена Контракта составляет 677 767,11 руб. (шестьсот семьдесят семь тысяч семьсот шестьдесят семь) рублей 11 (одиннадцать) копеек, без НДС. НДС не предусмотрен на основании УНС.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой онтракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.
Требования вышеуказанной нормы Федерального закона N 44-ФЗ применяются с учетом положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при одновременном соблюдении совокупности следующих условий: налоги, сборы и иные обязательные платежи должны быть связаны с оплатой контракта, заказчик является налоговым агентом в соответствии со статьей 24 Кодекса.
В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 226 Кодекса установлено, что особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 227 и пунктом 2 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 и пункте 1 статьи 228 Кодекса, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
В контракте вышеуказанное условие было исключено так как заказчик не выступает налоговым агентом по отношению к исполнителю по контракту и не уплачивает налоги, сборы и иные обязательные платежи за учреждение.
Исходя из вышеизложенного, в ходе проведения внеплановой (камеральной) проверки, инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика при проведении электронного аукцион.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях ГБУЗ ИГОДКБ ИНН: 3811029091 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении контракта N 2381102909122000362 не установлено нарушений Федерального закона N 44-ФЗ.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023