Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок (далее - Инспекция, Инспекция Управления) в составе:
- <_> - руководителя Инспекции, руководителя Управления,
- <_> - заместителя руководителя Инспекции, начальника отдела контроля закупок;
- <_> - члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
при участии
со стороны заказчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области: <_>, <_>, <_> (представителей по доверенностям),
со стороны ООО "Строительно-монтажное управление" <_> (генерального директора),
рассмотрев представленные заказчиком Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области документы и сведения об ООО "Строительно-монтажное управление" (ИНН 6829115283), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Расчистка и дноуглубление русла р. Керенка от северной окраины с. Вадинск до впадения в р. Вад Вадинского района Пензенской области" (извещение N 0155200002221000507 от 27.07.2021), государственный контракт N 2583405423521000029 от 23.08.2021, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
24.01.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о включении сведений об ООО "Строительно-монтажное управление" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Расчистка и дноуглубление русла р. Керенка от северной окраины с. Вадинск до впадения в р. Вад Вадинского района Пензенской области" (извещение N 0155200002221000507 от 27.07.2021), государственный контракт N 2583405423521000029 от 23.08.2021.
Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 25.01.2023 (исх. N 123-4э) назначено на 30.01.2023 в 15 часов 30 минут.
Представители сторон участвуют в заседании Инспекции Управления в дистанционном режиме в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
В ходе заседания Инспекции Управления представитель заказчика пояснил основания принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также обстоятельства, касающиеся исполнения контракта.
Представитель ООО "Строительно-монтажное управление" сообщил, что Общество исполнило контракт частично, при этом причины неисполнения обязательств в полном объеме связаны с объективными обстоятельствами, на которые исполнитель повлиять не смог, также указал, что Общество продолжает исполнение контракта в том объеме, который возможен, даже после вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе.
В целях дополнительного изучения представленных для рассмотрения Инспекции Управления документов и информации, в заседании Инспекции Управления объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 31.01.2023.
В результате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки, Инспекцией Управления установлено следующее.
27.07.2021 уполномоченным органом Управлением по регулированию контрактной системы Пензенской области на официальном сайте для нужд заказчика размещено извещение N 0155200002221000507 о проведении электронного аукциона "Расчистка и дноуглубление русла р. Керенка от северной окраины с. Вадинск до впадения в р. Вад Вадинского района Пензенской области".
23.08.2021 по итогам закупки между заказчиком Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и ООО "Строительно-монтажное управление" заключен государственный контракт, реестровый номер 2583405423521000029 (далее - Контракт). Цена контракта 4 252 060,00 руб.
ИКЗ 212583405423558340100100760024291244.
Согласно пункту 1.1 Контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по расчистке и дноуглублению русла р. Керенка от северной окраины с. Вадинск до впадения в р. Вад Вадинского района Пензенской области в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта и проектной документацией, утвержденной приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 21.10.2020 N 154/2.
В соответствии с пунктом 2.21 Контракта цена Контракта составляет - 4 252 060,00 руб.
Лимит на 2021 год - 2 937 148,00 руб., в том числе НДС - 489 524,67 руб.;
Лимит на 2022 год - 1 314 912,00 руб., в том числе НДС - 219 152,00 руб.
Пунктом 2.5 Контракта предусмотрено, что срок выполнения работ - с даты заключения Контракта по 01.12.2022 включительно.
Работы выполняются поэтапно:
Этап N 1 - с даты заключения Контракта по 01.12.2021 включительно.
Этап N 2 - с 01.01.2022 по 01.12.2022 включительно.
Сроки выполнения работ устанавливаются в Календарном плане (Приложение N 2 к Контракту), который является неотъемлемой частью Контракта и могут уточняться. Календарный план является основанием для предъявления Заказчиком претензий к Исполнителю.
Календарный план выполнения работ согласован сторонами в следующем виде:
Наименование работ по контракту и основные этапы его исполнения |
Сроки исполнения |
Расчетная цена |
|
Начало |
Окончание |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Вынос створов в натуру |
С даты заключения контракта |
01.12.2021 |
2 937 148,00 |
Культуртехнические работы | |||
Расчистка ложа пруда | |||
Утилизация отходов | |||
Расчистка ложа пруда |
01.01.2022 |
01.12.2022 |
1 314 912,00 |
Утилизация отходов | |||
Итого |
|
|
4 252 060,00 |
В соответствии с разделом 3.1 Контракта исполнитель принял, в том числе следующие обязательства:
- Выполнить работы в полном объеме с надлежащим качеством в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта, проектной документацией в соответствии с требованиями законодательства, а также в сроки, установленные в Календарном плане (Приложение N 2 к Контракту).
- Перед началом работ представить Заказчику на согласование расчет стоимости работ, подлежащих выполнению Исполнителем по Контракту, на сумму, определенную по результатам электронного аукциона и оговоренную в п. 2.2 Контракта, без изменения объемов работ (сводный сметный расчет, объектные и локальные сметы), Календарного плана, проекта производства работ.
- В рамках Контракта самостоятельно и за свой счет получить все необходимые согласования и иные разрешительные документы до начала производства соответствующих работ.
- Исполнитель гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного контрактом.
Пунктом 5 Технического задания предусмотрены следующие основные виды работ
- вынос створов в натуру (разбивка осей);
- возмещение природоохранных затрат;
- расчистка русла р. Керенка;
- вывоз отходов на полигон ТКО;
- вывоз донного грунта на участок складирования.
Взаимоотношения между сторонами, а также исполнение контракта характеризуется следующим:
19.11.2021 заказчиком в адрес ООО "Строительно-монтажное управление" направлено письмо о том, что исполнитель не приступил к исполнению контракта и необходимости представления проекта производства работ, а также расчета стоимости работ.
30.11.2021 заказчиком проверен ход выполнения работ, что зафиксировано актом от 30.11.2021, согласно которому работы на объекте не ведутся, строительная техника отсутствует.
Представитель Общества сообщил, что после заключения контракта была выявлена необходимость получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. Сбор документов для его получения потребовал некоторое время. В конце ноября 2021 данные документы были направлены заказчику и 06.12.2021 Министерством было выдано данное решение.
11.01.2022 заказчик вновь направил в адрес исполнителя письмо о необходимости сообщить дату начала проведения работ по контракту в 2022 году.
18.02.2022 заказчиком проверен ход выполнения работ, что зафиксировано актом от 18.02.2022, согласно которому работы на объекте ведутся в створах 23-24, строительная техника присутствует.
01.04.2022 заказчиком также осуществлена проверка выполнения контракта, в акте от 01.04.2022 указано, что работы исполнителем ведутся в створах 28-37.
23.05.2022 заказчиком приняты работы, исполненные Обществом на сумму 797 611,00 руб.
25.05.2022 в ходе проверки работ заказчиком в акте зафиксировано, что работы Обществом ведутся в соответствии с проектной документацией.
25.07.2022 заказчиком проверен ход выполнения работ, при этом в акте указано, что работы на объекте не ведутся, разработанный грунт размещен на береговой линии и не вывезен.
18.08.2022 заказчиком в акте проверки указано, что работы по состоянию на данную дату не ведутся, при этом в створах 1-12 работы не проводились, в створах 12-20 разработанный грунт размещен на береговой линии, работы в створах 20-21, 26-28 не проводились, а в створах 21-26, 28-42 - разработанный грунт размещен на береговой линии.
28.09.2022 заказчиком в рамках проверки хода работ установлено, что Обществом ведутся работы по вывозу разработанного грунта в створах 28-42.
28.10.2022 заказчиком в рамках очередной проверки установлено, что в створах 20-21 Обществом выполняются культуртехнические работы, грунт в створах 32-42 вывезен, работы в створах 1-12, 26-28 не проводились.
10.11.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому лимиты денежных средств по обоим этапам выполнения работ переведены на 2022 год.
17.11.2022 заказчиком в акте проверки указано, что работы в створах 20-15 проводятся, в створах 1-12, 26-28 - не проводились, разработанный грунт в створах 32-26 расположен на береговой линии.
25.11.2022 между сторонами подписан акт приемки на сумму 329 520,51 руб.
16.12.2022 заказчиком в акте проверки зафиксировано, что в створах 27-26 ведутся работы, на участке 28-27 древесные остатки вывезены не в полном объеме, в створах 16-12 произведены культуртехнические работы, но работы по расчистке русла не проведены, также в створах 1-12 работы не велись.
16.12.2022 заказчиком приняты выполненные работы на сумму 686 801,29 руб.
16.12.2022 ООО "Строительно-монтажное управление" в адрес заказчика представлены два письма, согласно которым выполнение работ в створах 1-16 невозможно в связи с тем, что в непосредственной близости с местом проведения работ расположены огороды местных жителей, а также, что от Средневолжского ТУ Росрыболовства получен отказ на осуществление работ по искусственному воспроизводству ВБР в 2022 году, в связи с чем, Общество просит рассмотреть вопрос о принятии данного вида работ на основании гарантийного письма об их исполнении после получения необходимого согласования.
27.12.2022 заказчиком направлены два ответа в адрес Общества на письма от 16.12.2022, согласно которым заказчик не имеет возможности принять работы на основании гарантийного письма, т.к. работы не выполнены фактически, кроме того, указано, что, по мнению заказчика, выполнение работ в створах 1-16 возможно при использовании специальной техники, например, экскаватора "Амфибия", а также строительства временной дороги.
29.12.2022 Обществом в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому строительство временной дороги также возможно только через огороды местных жителей, при этом исполнитель уже столкнулся с недовольством граждан.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из части 9 статьи 95 следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Контрактом от 23.08.2021 предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с частью 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии с положениями статьи 715 Гражданского кодекса РФ, заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:
- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).
Учитывая, что полностью работы по контракту Обществом не были выполнены, заказчиком 10.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика размещено в ЕИС 10.01.2023, получено Обществом также 10.01.2023.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта не устранено (работы в полном объеме не выполнены), в связи с чем решение об одностороннем отказе заказчика вступило в силу (контракт считается расторгнутым) 23.01.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу подпункта "а" пункта 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как установлено Комиссией Управления, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта осуществлена в соответствии с Законом о контрактной системе. Учитывая все обстоятельства расторжения контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является правомерным.
Инспекцией Управления установлено, что в рамках исполнения контракта подрядчиком выполнены и приняты заказчиком работы на сумму 1 813 932,80 руб. из 4 252 060,00 руб. При этом Обществом работы на объекте велись и после расторжения контракта, что не отрицается представителями заказчика.
При принятии решения Инспекцией Управления приняты во внимание объем выполненных по контракту работ, а также стоимость данных работ, учтены доводы о невозможности проезда и осуществления работ в створах 1-16 в связи с тем, что береговая линия занята сельхозугодиями местных жителей, что в данном случае нельзя признать несущественным и непринципиальным обстоятельством, учтены пояснения исполнителя, касающиеся проведения согласования работ по воспроизводству ВБР, а также представленные сведения относительно добросовестного исполнения Обществом иных контрактов в рассматриваемой сфере.
В настоящем случае Инспекция Управления приходит к выводу о том, что применение санкции в отношении "Строительно-монтажное управление" в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не является необходимостью.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Управления
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об ООО "Строительно-монтажное управление" (ИНН 6829115283), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 31 января 2023 г. N 058/06/104-52/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023