На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Краснодарского края протезами для купания в 2023 году" (извещение N 0218100003722000212) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из УФК по КК поступило обращение ООО "Уч-Сфера".
Заявитель указывает, что заказчиком в нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе не применен национальный режим.
Представителем заказчика были представлены письменные пояснения по существу доводов обращения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Краснодарского края протезами для купания в 2023 году" (извещение N 0218100003722000212).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 342 718,60 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) определен перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный Перечень содержит код ОКПД2 - 32.50.22.121 "Протезы внешние".
Таким образом, действие Постановления N 617 распространяется на включенные в Перечень поставляемые товары, а также в соответствии с п. 4 постановления - на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (в случае, если в описании объекта закупки Заказчиком установлены определенные показатели товара).
Предметом закупки является выполнение работ по обеспечению инвалидов Краснодарского края протезами для купания в 2023 году.
В соответствии с 2.1. проекта государственного контракта (Приложение N 4 к извещению) "в соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и выдаче Изделия(ий) в объеме, предусмотренном Техническим заданием, Получателю, проживающим на территории Краснодарского края, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
В соответствии с разделом 1 "Понятия, используемые в настоящем Контракте" работа по обеспечению Изделиями - индивидуальное изготовление: снятие мерок, примерка и изготовление Изделий; обучение пользования Изделиями, а изделия, соответственно, - это протез голени для купания; протез бедра для купания.
Каждый протез изготавливается по индивидуальным антропометрическим данным конкретного инвалида.
Именно поэтому Заказчик не имеет возможности установить в описании объекта закупки конкретные (точные) показатели, и как следствие, требовать от участников указания характеристик предлагаемого товара, соответствующего показателям, указанным в описании объекта закупки, поскольку Заказчиком не закупается ни "товар", ни "товар при выполнении работ".
Кроме того, в проекте государственного контракта установлены обязанности исполнителя в отношении к выполняемых работ:
"4.1.1. Выполнить работы по настоящему Контракту согласно Приложению N1 с момента получения Направления на обеспечение Получателя, выданного Заказчиком, но не позднее 31.08.2023 года".
"4.1.29. Выполнить работы в соответствии с ГОСТ Р 51819-2017 Национальный стандарт Российской Федерации "Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения".
"4.1.30. Обеспечить проведение замеров, примерки, выдачи готовых изделий и т.д. в соответствии с "ГОСТ Р 52877-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения", по месту фактического проживания Получателя на территории Краснодарского края (в том числе обслуживание Получателей выездными бригадами на дому) или по согласованию с Получателем по месту нахождения пункта приема Получателей в пределах Краснодарского края".
Таким образом, согласно извещению о проведении конкурса, техническому заданию, проекту контракта протезно-ортопедическое изделие является результатом выполнения работ, который изготавливается для конкретного инвалида, может быть использован только указанным инвалидом-получателем и не подлежит продаже неограниченному кругу лиц как промышленный товар серийного производства. Результат выполненных работ по индивидуальному заказу не может быть включен в реестр российской промышленной продукции, не может иметь сертификата, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза. На момент проведения закупки участником (исполнителем) работы еще не выполнены и протезно-ортопедическое изделие индивидуального изготовления для конкретного инвалида еще не произведено. Изготовитель выполняет работы по изготовлению протезно-ортопедических изделий, начиная с определения конструкции протеза по диагнозу инвалида (учитывая строение его тела), процедуры снятия мерок с инвалида, непосредственно процесса изготовления с учетом индивидуальных медицинских показаний инвалида, заканчивая последующей выдачей инвалиду с контрольной примеркой. Кроме того, в абзаце 5 пункта 3.1. проекта контракта указано, что "цена Контракта включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с исполнением обязательств по Контракту, в том числе подгонку, коррекцию изделий на протяжении всего гарантийного срока, уплату всех пошлин, налогов и обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Таким образом, протезно-ортопедические изделия, изготовленные исполнителем индивидуально, являются результатом выполненных работ. При этом, поставка каких-либо товаров Заказчику, в рамках оспариваемой закупки, не предусмотрена.
Пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать информацию о месте выполнения работы.
На основании пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено место выполнения работ: Российская Федерация, Краснодарский край, работы должны выполняться по месту протезирования, протезно - ортопедические изделия должны выдаться непосредственно Получателям. Инвалиды I-ой группы должны обслуживаться на дому. Однако, Постановление N 617 устанавливает ограничения допуска в отношении товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств- членов Евразийского экономического союза).
Следовательно, установив в извещении место выполнения работ - Краснодарский край, то есть фактически установив, что протезы, являющиеся результатом выполненной работ, должны быть изготовлены исключительно на территории Российской Федерации, заказчик не может исполнить требование Постановления N 617, согласно которому ограничения не могут быть установлены в отношении товаров, произведенных государствами - членами Евразийского экономического союза.
Также, по договору поставки покупателю передается вещь, приобретенная у третьих лиц или изготовленная поставщиком, но не имеющая индивидуальных особенностей (серийная модель) (ст.506 ГК РФ), в то время как по договору подряда изготавливается вещь в соответствии с потребностями, определяемыми заказчиком в техническом задании или ином документе (ст.703 ГК РФ).
Таким образом, Инвалиду по результатам исполнения контракта, заключаемого по результатам конкурса, передаются протез голени для купания; протез бедра для купания, как результат выполненных работ на территории Краснодарского края, а не как закупленный поставщиком товар. При этом, при выполнении самих работ по контракту, какие - либо товары Заказчику не передаются.
Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Заказчика - ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 января 2023 г. N ВП-27/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023