рассмотрев жалобу ООО "Фабрика утилизации отходов" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская поликлиника N22 города Краснодара" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, и уничтожения медицинских отходов классов "Б" и "В" (извещение N 0318300186223000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно: неправомерно установлено требование Заказчика о предоставлении решения об установлении санитарно-защитной зоны.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.01.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Городская поликлиника N22 города Краснодара" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, и уничтожения медицинских отходов классов "Б" и "В" (извещение N 0318300186223000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 210 220,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Файл "Описание объекта закупки" содержит требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки.
Требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки |
Характеристики предоставляемых услуг (включая используемое в процессе их оказания вспомогательное оборудование) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: 1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. N323-ФЗ. 2.Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ 3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. 4. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ 5. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ 6. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" 7. Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (ред. от 24.01.2020) "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах". 8. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). 9. Технический регламент Таможенного союза "ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств". 10. Постановление Правительства РФ требования "Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" от 22 декабря 2020 года N 2216. |
Объем отходов: Класс "Б" - 1000 кг Класс "В" - 300 кг |
Место оказания услуг: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 22 ГОРОДА КРАСНОДАРА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 1. 350044, Краснодарский край, город Краснодар, ул. им. Калинина, дом 13 Литер а Сроки исполнения и порядок оказания услуг исполнения: с даты заключения контракта по 31.12.2023 г Исполнитель обязан осуществлять вывоз из мест временного хранения и транспортировку отходов специализированным транспортом согласно СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Транспортирование медицинских отходов из мест их сбора, временного хранения и накопления производится Исполнителем еженедельно, в рабочие часы с 09.00 до 16.00 в соответствии с согласованным между Заказчиком и Исполнителем графиком. Погрузка осуществляется силами Исполнителя. Кратность вывоза рассчитывается в соответствии с количеством образующихся отходов, но не менее 1 раза в неделю. Исполнитель должен гарантировать бесперебойное оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения и обезвреживания медицинских отходов в течение всего срока действия Контракта. |
Вид отходов: 1. Медицинские отходы (класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы) - отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3-4 групп патогенности, в том числе: - материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; - патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); - пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3-4 групп патогенности; 2. Медицинские отходы (класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы): - материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории; - отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности; - отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза. |
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) медицинских отходов
- Специализированный накопитель-морозильник (п. 201. СанПиН 2.1.3684-21) со встроенной бактерицидной лампой Специализированный накопитель-морозильник является вспомогательным оборудованием при осуществлении услуг, оказываемых Заказчику и описанных в данном разделе, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ- 44, и передается в течение 10 календарных дней с момента заключения государственного контракта по акту приема-передачи оборудования во временное пользование. После окончания срока действия контракта основные средства возвращаются Исполнителю в течение 5 дней после окончания срока действия государственного контракта по акту приема-передачи оборудования. Габаритные размеры: - высота не менее 1200 мм, не более 1400 мм; - ширина не менее 590 мм, не более 610 мм; - глубина не менее 600 мм, не более 620 мм; В составе каждого устройства должно быть: рабочая камера объемом не менее 240 дм3, не более 260 дм3; устройство вентиляции; в составе каждого устройства (при отсутствии у Заказчика специально оборудованного бактерицидной установкой помещения для хранения опасных медицинских отходов) должен быть источник ультрафиолетового излучения мощностью не менее 8 Вт, не более 10 Вт отвечающей требованиям уровня бактерицидной эффективности по золотистому стафилококку, предусмотренной п. 5.10. Р3.5.1904-04; контроллер температуры.
Специализированный накопитель-морозильник имеет цветовую маркировку (желтый цвет)/буквенную маркировку, которая согласно п.175. СанПиН 2.1.3684-21 позволяет идентифицировать его, как место сбора и накопления медицинских отходов класса "Б".
Предоставляемое Исполнителем оборудование должно быть предназначено для использования в целях обращения с медицинскими отходами и иметь соответствующие документы (сертификат соответствия или декларацию соответствия или иные допустимые в силу требований действующего законодательства документы). Место установки: 350044, Краснодарский край, город Краснодар, ул. им. Калинина, дом 13 литер а- 2 шт Срок установки - в течение 10 календарных дней, с даты заключения контракта, но не позднее одного дня с начала оказания услуг.
Предоставление одноразовой тары для обращения с медицинскими отходами Срок поставки: ежемесячно, до 10-го числа месяца: - Одноразовые пакеты желтого цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса "Б" (с маркировкой "Отходы. Класс Б" и герметично упаковывающихся): - 500*600 мм - 3000 ( +/- 5%) штук в год; - Одноразовые пакеты желтого цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса "Б" (с маркировкой "Отходы. Класс Б" и герметично упаковывающихся): - 700*1100 мм - 1000 ( +/- 5%) штук в год; - Одноразовые пакеты красного цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса "В" (с маркировкой "Отходы. Класс В" и герметично упаковывающихся): - 700*1100 мм - 1000 ( +/- 5%) штук в год; - Одноразовые, непрокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых, режущих медицинских отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированных "Отходы. Класс Б" с объемом: - 0,5 л - 120 ( +/- 5%) штук в год, Адрес поставки: 350044, Краснодарский край, город Краснодар, ул. им. Калинина, дом 13 литер а
|
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: Сбор медицинских отходов предусматривает изъятие упакованных в спецупаковку медотходов из мест их временного хранения (морозильная камера). Транспортировка медицинских отходов осуществляется специализированным транспортом Исполнителя, оснащенным в соответствии с требованиями п. 207. СанПиН 2.1.3684-21 холодильной установкой, имеющим специальные крепления для транспортных контейнеров с целью дальнейшего термического обезвреживания (уничтожения). Специализированный транспорт, задействованный при оказании услуг по Контракту, должен быть оборудован Глобальной навигационной спутниковой системой - "ГЛОНАСС" в соответствии с постановлением Правительства РФ требования Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 года N 2216. (ДОПОГ, Технический регламент Таможенного союза "ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств" Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента письменного обращения Заказчика предоставить "маршрут" транспортирования медицинских отходов с выгрузкой из системы "ГЛОНАСС" с территории Заказчика до участка по обращению с медицинскими отходами Исполнителя. Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. |
Исполнитель должен предоставить надлежащим образом оформленные документы, в том числе: - документы на предоставляемое специализированное морозильное оборудование для хранения медицинских отходов, позволяющие Заказчику использовать его по указанному целевому назначению (инструкцию по использованию, технический паспорт и т.п.) и подлежащие передаче в соответствии со ст. 691 ГК Российской Федерации; - имеющиеся у Исполнителя документы, подтверждающие соответствие предоставляемого специализированного морозильного оборудования, предназначенного для хранения медицинских отходов, требованиям действующего законодательства Российской Федерации, позволяющее Заказчику идентифицировать данное оборудование как оборудование, предназначенное для хранения медицинских отходов, выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и иными нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (декларации о соответствии, сертификаты соответствия, выданные как в форме обязательной, так и добровольной сертификации или иные допустимые в силу требований действующего законодательства документы). - документы на специализированный автотранспорт (с холодильными установками) - в случае применения термического метода обезвреживания отходов Исполнитель обязуется предоставить решение об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями пунктов 220, 229 СанПиН 2.1.3684-21, раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 |
Требования к организации участка по обращению с медицинскими отходами Исполнителя:
Общие требования к участку: Участок должен быть обеспечен канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка должны обеспечивать поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на "чистую" и "грязную" зоны. На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов.
Требования к помещениям участка: Помещения участка предусматривают условное разделение на зоны: - "грязную", к которой относятся помещение приема и временного хранения поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса "Б", помещение мойки и дезинфекции. При небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении. При хранении отходов класса Б более 24-х часов предусматривается холодильное оборудование. - "чистую", к которой относятся помещения хранения обеззараженных/обезвреженных отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая. Высота помещений принимается в соответствии с габаритами устанавливаемого оборудования, но не менее 2,6 м. Поверхность стен, пола и потолков должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Полы покрываются влагостойким материалом, не скользящим и устойчивым к механическому воздействию. Наружная и внутренняя поверхность мебели и оборудования должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
Требования к освещению: Во всех помещениях предусматривается совмещенное или искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. В производственных помещениях уровень искусственной освещенности должен быть не менее 200 лк. Светильники должны иметь закрытые рассеиватели. Очистка светильников должна производиться не реже 2 раз в год.
Требования к организации воздухообмена: Воздухообмен помещений участка должен обеспечивать поддержание допустимых параметров микроклимата, соблюдение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны Устройство вентиляции должно исключать перетекание воздушных масс из "грязных" зон (помещений) в "чистые". В помещениях участка предусматривается автономная приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Схема воздухообмена определяется технологическим заданием. Кратность воздухообмена по вытяжке и необходимость установки местных отсосов определяется по расчету в зависимости от вида, количества и мощности технологического оборудования. Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений "грязной" зоны.
Требования к микроклимату помещений: Температура воздуха в производственных помещениях должна быть в пределах 18 - 25 °C, относительная влажность не выше 75%. 5.6. Требования к водоснабжению и канализации. Основные производственные помещения (для приема и временного хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования) должны оснащаться поливочным краном, трапами в полу (поддонами). В помещении обеззараживания/обезвреживания отходов предусматривается раковина для мытья рук. 5.7. Требования к оснащению участка: Расстановка оборудования должна производиться с учетом обеспечения свободного доступа ко всему оборудованию. Расстояние от стен до оборудования должно составлять - не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания - не менее 1,0 м. Минимальные размеры проходов должны быть не менее 0,6 м. Помещения приема и временного хранения отходов оснащаются весами. Помещения временного хранения и обеззараживания/ обезвреживания отходов оснащаются бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха.
Гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования и инвентаря: Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Текущую уборку проводят влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят не реже 1 раза в месяц. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, протирают оборудование, удаляют видимые загрязнения со стен, затем моют пол. Уборочный инвентарь, раздельный для "чистой" и "грязной" зоны, должен иметь четкую маркировку с указанием видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно в кладовых или шкафчиках основных производственных помещений. Участок по обращению с медицинскими отходами должен быть оснащен камерами видеонаблюдения, с возможностью постоянного удаленного доступа к ним. Камеры видеонаблюдения должны обеспечивать такой обзор, чтобы можно было установить, что медицинские отходы доставлены до участка по обращению с медицинскими отходами, а также обеззаражены и обезврежены.
Участок должен быть оснащен моечным комплексом для мойки транспортных средств и мойки, дезинфекции и дезинсекции специализированных многоразовых контейнеров. |
Контроль качества выполнения услуг:
Контроль качества выполнения услуг производится в виде обязательной выездной проверки факта утилизации медицинских отходов. Проверка осуществляется не более чем 1 (один) раз в 2 (два) месяца по предварительному согласованию с Исполнителем.
Заказчик имеет право перед заключением Контракта произвести проверку участка (площадки), на которой планируется осуществление деятельности по обезвреживанию медицинских отходов, путем выездной комиссионной проверки. |
Заявитель в жалобе указывает, что наименование закупки N 0318300186223000001 "Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, и уничтожения медицинских отходов классов "Б" и "В" противоречит "Описанию объекта закупки", которое включает в себя лишь сбор, транспортировку и обезвреживание медицинских отходов, а также нарушает действующее законодательство.
Из пояснений Заказчика следует, что предметом закупки является - оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и "В". Это процесс, который состоит из различных этапов, включающий в себя совокупность организационных, технических, материальных, трудовых ресурсов, в конечном итоге направленных на достижение цели максимально эффективного обеспечения безопасности человека и окружающей среды в процессе взаимодействия с такими отходами.
"Описание объекта закупки", а именно: раздел "Работы", связанный с обращением отходов, проводимый Исполнителем содержит именно термин "обезвреживание" под которым понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. При этом, отсутствуют какие-либо условия об обязательном применении термического способа уничтожения, позволяя потенциальному Исполнителю выбрать любой способ обезвреживания.
На несогласие Заявителя с термином "временное хранение", используемого в названии, из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком закупаются услуги не по временному хранению как таковому, а по ОРГАНИЗАЦИИ временного хранения. Для чего в составе закупки предусмотрено предоставление Исполнителем специализированного морозильного оборудования, а также одноразовой тары для обращения с медицинскими отходами.
Таким образом, Заказчик в рамках настоящей закупки в силу требований действующего законодательства обязан предъявлять специальные требования к технической и технологической составляющей объекта закупки.
Заявитель в жалобе указывает о включении Заказчиком в "Описание объекта закупки" заведомо неисполнимых требований: "- в случае применения термического метода обезвреживания отходов Исполнитель обязуется предоставить решение об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями пунктов 220, 229 СанПиН 2.1.3684-21, раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03".
С указанным доводом Заказчик не согласился, из пояснений следует что данное требование не является обязательным условием для заключения контракта, т.к. существуют и другие способы обезвреживания отходов (пиролиз, термохимические утилизаторы, комбинированные установки и т.д.), в данном случае это идет уточнение, что при использовании термического способа утилизации необходимо данное условие, все это направленно на соблюдение всех санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм.
В случае, если Исполнителем был выбран термический способ обезвреживания медицинских отходов необходимость предоставления решения об установлении санитарно-защитной зоны обусловлена требованиями действующего законодательства. Так, согласно ст. 1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
То есть санитарно-защитная зона служит в первую очередь барьером, обеспечивающим защиту жизни, здоровья населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В случае применения термического метода обезвреживания отходов (сжигания), установление санитарно-защитной зоны является обязательным, так как при использовании данного метода имеет место негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
Заказчиком в разъяснении по запросу N 0318300186223000001-ЗД1092607 от 23.01.2023 г. указано, что при термическом сжигании отходов образуется зола, которая предусмотрена в Федеральном классификационном каталоге такими кодами как код 74784111494 "зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция", код 74798199204 "золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов" и некоторые другие. Данные виды отходов относятся к отходам производства и потребления и регулируются соответствующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и СанПиН 2.1.3684-21 в части, касающейся обращения с отходами производства и потребления.
Выше упомянутые виды отходов (зола) образуются именно при сжигании медицинских отходов. Предполагается, что эта зола накапливается на территории, где происходит сжигание для последующего захоронения.
Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) при накоплении отходов во временных складах временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам.
Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон.
Согласно Главе I Статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Кроме того, согласно п. 12.1.2, п 12.2.2. Таблицы 7.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74" объекты по утилизации, обезвреживанию, обработке отходов, в том числе участки по обращению с медицинскими отходами классов Б и В, оборудованные установкой для обезвреживания отходов методом сжигания, пиролиза относятся к 1-2 классам опасности в зависимости от объема обработанных в год отходов.
Согласно п. 2.1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N74 О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
То есть независимо от сроков нахождения отходов на территории, на которые ссылается Заявитель, как при накоплении и хранении золы, так и в случае применения метода сжигания должны быть соблюдены законодательно установленные требования к санитарно-защитным зонам.
На довод Заявителя о привлечении победителя закупки третьих лиц для исполнения контракта, из пояснений Заказчика следует, что прямого запрета на привлечение соисполнителей не содержится.
Согласно протоколу NИЭА1 (0318300186223000001) подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.01.2023 г. поступило 2 заявки, все допущены к участию.
Порядковый номер, присвоенный заявке |
Идентификационный номер заявки |
Предложение о цене контракта (руб.) |
Снижение, % |
1 |
N1 |
207 066,70 |
1,5% |
2 |
N2 |
208 117,80 |
1% |
Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0318300186223000001 участника с идентификационным номером 1 (ООО "Пиретта-технологии"), предложившего цену контракта 207 066,70 руб. двести семь тысяч шестьдесят шесть рублей семьдесят копеек.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фабрика утилизации отходов" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300186223000001).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 января 2023 г. N 90/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023