Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителя Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Астраханское Суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации" Галигорова Андрея Сергеевича (доверенность N2 от 27.01.2023), и в присутствии директора Общества с ограниченной ответственностью "Стройснаб" Муханова Салавата Джумабаевича, рассмотрев заявление Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Астраханское Суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации" (414024, Астраханская обл, г. Астрахань, ул. Набережная реки Царева, 9/1; ИНН: 3017061328) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Стройснаб" (414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, стр. 130/4, ком. 206, 209; ИНН 3025035603) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.01.2023 года поступило заявление Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Астраханское Суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФГКОУ "АСВУ МВД России", Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Стройснаб" (далее также - Подрядчик, Общество, ООО "Стройснаб") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N0325100013521000014 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и коридора четвертого этажа здания общежития N1 (литер А) Астраханского суворовского военного училища МВД России (ИКЗ 211301706132830250100100330024339243) (реестровый номер контракта 1301706132821000030) (номер извещения 0325100013521000014) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 30.01.2023 года в 10 часов 00 минут местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представитель Заказчика принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Директор ООО "Стройснаб" принял личное участие в рассмотрении заявления.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
05.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и коридора четвертого этажа здания общежития N1 (литер А) Астраханского суворовского военного училища МВД России (номер извещения 0325100013521000014) (далее - аукцион) и документация о данном аукционе.
По результатам аукциона победителем было признано ООО "Стройснаб" (Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.08.2021 N0325100013521000014-4).
31.08.2021 года между Заказчиком и Подрядчиком был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту помещений и коридора четвертого этажа здания общежития N1 (литер А) Астраханского суворовского военного училища МВД России (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Контракту) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их, в соответствии с условиями Контракта.
Цена Контракта, в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Контракту) и Протоколом согласования контрактной цены (Приложение N 3 к Контракту), составляет 6 661 471,00 рубль, НДС не облагается (на основании пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3.1 Контракта начало выполнения работ - 1 февраля 2022 года, а срок окончания выполнения работ - 15 августа 2022 года. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Согласно пункту 3.2 Контракта предусмотренные настоящим Контрактом работы выполняются в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная реки Царева/1-я Контрольная, 9/1.
Пунктом 3.4 Контракта установлено, что работы считаются выполненными после завершения Подрядчиком всех предусмотренных Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) работ, в сроки, определенные в пункте 3.1 Контракта.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить все работы надлежащего качества, в соответствии с требованиями нормативных документов, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N2250 от 30.12.2022 (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом своих обязанностей.
В адрес ООО "Стройснаб" 24.05 2022 года было направлено обращение (исх. N803 от 24.05.2022) "О выполнении работ по капитальному ремонту", в котором Подрядчик был предупрежден о намерении Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке, так как работы выполняются настолько медленно, что окончание их сроку становится явно невозможным.
В ответ на указанное обращение Подрядчик гарантировал выполнить работы по Контракту в срок до 15 август 2022 года (вх. N970 от 07.06.2022).
Как следует из Решения, по состоянию на 30.12.2022 обязательства Подрядчика по Контракту в полном объеме не выполнены (согласно информации, размещенной Заказчиком на официальном сайте, на момент принятия Решения работы на Объекте выполнены на 92%), тем самым Подрядчик нарушил пункты 3.1 и 5.4.1 Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.3 Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 12.6 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ;
- если Подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- нарушения Подрядчиком сроков окончания работ,
- исключение Подрядчика из членства СРО (если выполнение работ требует наличие членства в СРО);
- в случае не устранения Подрядчиком недостатков в выполненных работах.
Заказчик 30.12.2022 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 30.12.2022.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 30.12.2022, Решение вступило в силу 10.01.2023.
На момент вступления Решения в силу Поставщиком его обязательства по Контракту полностью не исполнены.
При этом Комиссией установлено следующее.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Однако, обращение о включении информации об ООО "Стройснаб" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступило в Управление 24.01.2023, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
При этом Заказчик представил на обозрение Комиссии переписку со службой технической поддержки единой информационной системы, подтверждающую отсутствие у ФГКОУ "АСВУ МВД России" технической возможности направить обращение в регламентируемый законодательством срок.
На основании изложенного Комиссия приняла решение не передавать материалы уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Стройснаб" обязательств по контракту N0325100013521000014 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и коридора четвертого этажа здания общежития N1 (литер А) Астраханского суворовского военного училища МВД России (ИКЗ 211301706132830250100100330024339243) (реестровый номер контракта 1301706132821000030).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Стройснаб" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Стройснаб" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Стройснаб" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N0325100013521000014 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и коридора четвертого этажа здания общежития N1 (литер А) Астраханского суворовского военного училища МВД России (ИКЗ 211301706132830250100100330024339243) (реестровый номер контракта 1301706132821000030), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Обществом в большей части (на 92%) исполнены обязательства, установленные Контрактом.
Доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стройснаб", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Стройснаб" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления ФГКОУ "АСВУ МВД России" о внесении сведений об ООО "Стройснаб" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Признать ФГКОУ "АСВУ МВД России" нарушившим часть 16 статьи 95 и часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе при расторжении контракта N0325100013521000014 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и коридора четвертого этажа здания общежития N1 (литер А) Астраханского суворовского военного училища МВД России (ИКЗ 211301706132830250100100330024339243) (реестровый номер контракта 1301706132821000030) и при направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ООО "Стройснаб" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ не передавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Меркулов Н.С.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 января 2023 г. N РНП-30-18-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023