Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Варвариной Н.В. - В.Н.Варварина (доверенность от 31.01.2023), в присутствии представителей государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" - Калмыковой А.А. (действующая по доверенности N6 от 09.01.2023 года), Гридиной В.В. (действующая по доверенности N12 от 30.01.2023 года), в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Варвариной Н.В. (далее - Заявитель) на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (реестровый N0825500000723000042), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.01.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Варвариной Н.В. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый N0825500000723000042) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, что извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
17.01.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - извещение).
Заказчиком электронного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 278 657,77 рублей.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объектом закупки (реестровый N 0825500000723000042) является поставка шовного материала, относящегося к следующим кодам КТРУ: 21.20.24.120-00000032, 21.20.24.120-00000006, 21.20.24.120-00000033, 21.20.24.120-00000004, 21.20.24.120-00000007, 21.20.24.120-00000011, 21.20.24.120-00000028, 21.20.24.120-00000014.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в отношении закупаемого товара, указанного в пунктах 1,2,3,4,10,11,14,15,16,22,25,28,29,30,82,84 файла "Описание объекта закупки", необоснованно установлены дополнительные характеристики, не включенные в позицию КТРУ, что в свою очередь ограничивает количество участников закупки.
Так, по мнению Заявителя, такой дополнительной характеристикой к медицинскому изделию "Нить хирургическая из полиглактина, антибактериальная" является следующее:
"Антимикробная, из сополимера гликолида с L-лактидом. Покрытие из смеси сополимера L-лактидом и стеарат кальция. Нить обладает антисептическими свойствами для профилактики раневой инфекции в различных тканях организма. Действие хлоргексидина диацетата обеспечивает безопасное использование при операциях, нить не теряет антисептические свойства в присутствие веществ содержащих анионную группу. Фиксация нити к игле выполнена методом лазерного сверления иглы с последующим её обжатием вокруг нити для снижения деформации иглы, меньшего травмирования тканей и снижения риска послеоперационных осложнений".
Комиссией установлено, что в отношении товара, указанного в пунктах 4.1.1, 4.2.1, 4.3.1, 4.10.1, 4.11.1, 4.14.1, 15.1, 4.16.1, 4.22.1, 4.25.1, 4.28.1, 4.29.1, 4.30.1, 4.82.1, 4.84.1 файла "Описание объекта закупки", Заказчиком действительно установлена вышеуказанная характеристика.
Следует отметить, что Заказчиком по вышеперечисленным пунктам файла "Описание объекта закупки" применена позиция КТРУ 21.20.24.120-00000006, в которой отсутствует описание товара, работы, услуги (характеристики) в позиции каталога.
Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки, которое отвечает его потребностям с учетом специфики его деятельности, с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом предусмотренные пунктом 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Учитывая, что в отношении товаров, являвшихся объектом закупки, в КТРУ отсутствовали соответствующие позиции, Заказчик осуществил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Спорная характеристика отражает действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Кроме того, представителем Заказчика были предоставлены регистрационные удостоверения медицинских изделий, в приложениях к которым конкретно указано, что в состав нитей хирургических входит хлоргексидин диацетат:
- РУ NРЗН 2016/4649 от 02.09.2016 года, производство ООО "Балумед", Россия;
- РУ NРЗН 2019/8766 от 25.02.2020 года, производство ООО "Армалайн", Россия .
Следует отметить, что довод Заявителя не был подкреплен какими-либо письменными доказательствами, а лишь построен на субъективном мнении Заявителя, что в свою очередь не может служить поводом для признания его обоснованным, в связи с чем, довод Заявителя признается необоснованным, в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Варвариной Н.В. на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (реестровый N0825500000723000042) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 января 2023 г. N 030/06/33-86/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023