Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев направленное Заказчиком - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190200000322002533/253 от 26.04.2022 на поставку расходного материала, цена контракта - 251 863,04 рублей (извещение N 0190200000322002533), с ИП Лялякин А.А. (ИНН 590420598793) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N89-1869-01-08/19 от 09.01.2023, (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 26 апреля 2022 года с ИП Лялякин А.А. заключен контракт N 0190200000322002533/253 на поставку расходных материалов на сумму 251 863,04 руб.
Согласно предмету контракта, Поставщик обязуется поставить расходные материалы: гребенка наконечников для магнитов, глубокий планшет, планшет для Лаборатории СПИД ГБУЗ ЯНАО "НЦГБ". Страна производителя товара: Финляндская республика.
Пунктом 4.1. поставка Товара осуществляется по предварительной заявке Заказчика, поданной посредством факсимильной связи или электронной почты. Срок исполнения такой заявки в течение 14 календарных дней с момента ее поступления от Заказчика.
Заявка Заказчиком в адрес Поставщика направлена 30 мая 2022 года по средствам электронной почты, подтверждение имеется.
Таким образом, срок поставки до 14 июня 2022 года.
Заказчиком были направлены письма в ваш адрес от 27.10.2022 N 89-1869-01-08/7317, от 09.12.2022 N 89-1869-01-08/848, от 22.12.22 N 89-1869-01-08/8757. Ответов на эти письма не поступали.
В настоящее время расходные материалы Заказчику не поставлены. Заказчиком 22 декабря 2022 года было направлено письмо о поставке товара в срок до 30 декабря 2022 года. Поставщик на это письмо никаким образом не отреагировал.
В связи с нарушением сроков поставки, Заказчиком принято решение о расторжении контракта с вашей организацией в одностороннем порядке.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 25.01.2023 NАД/235 представил письменные объяснения по делу N 089/06/104-50/2023 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением в отношении ИН Лялякина Алексея Александровича для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения Контракта N 0190200000322002533/253 от 26.04.2022 на поставку расходного материала.
Указанное выше заявление считаем незаконным и не обоснованным т.к. ИП Лялякин Алексея Александровича не уклонялся от исполнения Контракта, а напротив, предпринимал все меры для его исполнения, о чем свидетельствует соответствующая переписка.
Так, 26 апреля 2022 года между Индивидуальным предпринимателем Лялякииым Алексеем Александровичем и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" был заключен Контракт N 0190200000322002533/253 на поставку расходного материала.
Согласно п. 1.2. Контракта: "Поставщик обязуется передать Заказчику Товар, а Заказчик обязуется принять и обеспечить оплату поставленного Товара в порядке, сроки и на условиях, установленных настоящим Контрактом".
Согласно п. 1.3. Контракта: "Наименование (ассортимент), качество, количество и цена Товара, а также иные условия определяются спецификацией (Приложение N1), являющейся соответствующим Приложением к настоящему Контракту и его неотъемлемой частью с момента их подписания".
В соответствии с п. 4.1. Контракта: "Поставка Товара осуществляется, но предварительной заявке Заказчика, поданной посредством факсимильной связи или электронной почты. Срок исполнения такой заявки в течение 14 календарных дней с момента ее поступления от Заказчика. Заявка на поставку товара может быть подана по 14.12.2022 включительно".
В соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) к поставке подлежали медицинские изделия производителя ThermoScientifie, страна производства Финляндская республика.
01 июня 2022 года в адрес Поставщика поступила заявка на поставку медицинских изделий в рамках указанного Контракта.
Компания производитель Thermo Fisher Scientifie объявила о приостановке по продажам в сфере здравоохранения из-за сбоев в цепочке поставок в России и Белоруссии. Поскольку рыночные условия и проблемы с поставками продолжали ухудшаться в течение последних нескольких месяцев, производитель принял решение прекратить продажи в России и Белоруссии.
О названных выше обстоятельствах компания Thermo Fisher Scientifie разместила соответствующие сведения на своем официальном сайте.
Складские остатки данного Товара у альтернативных Поставщиков на 01 июня 2022 уже отсутствовали.
Руководствуясь п. 5.3.4. Контракта ИП Лялякин А.А. неоднократно направлял Заказчику письма с изложением сложившейся ситуации, приложением официальной позиции компании-производителя, об уходе с Российского "рынка", и предложением поставки аналогичного техническим и функциональным характеристикам Товара Китайского производства.
Так, следуя из объяснения ИП Лялякин А.А. был готов в кротчайшие сроки обеспечить поставку медицинских изделий аналогичных Товару, указанному в Контракте N 0190200000322002533/253 от 26.04.2022.Однако все письма, отправленные ГВУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" остались без ответа.
09 января 2023 года Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
По мнению Исполнителя, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ИП Лялякин А.А. не уклонялся от исполнения Контракта N 0190200000322002533/253 от 26.04.2022 г., а напротив предлагал различные варианты исполнения обязательств по нему, ввиду невозможности поставки Товара финского производства по указанным выше причинам.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 9.1. Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
26.04.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0190200000322002533/253 (далее - Контракт).
09.01.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.01.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 20.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях поставщика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (товар не поставлен).
Комиссией установлено, что контракт был заключен 26.04.2022. Поставщик обязуется поставить расходные материалы: гребенка наконечников для магнитов, глубокий планшет, планшет для Лаборатории СПИД ГБУЗ ЯНАО "НЦГБ". Страна производителя товара: Финляндская республика.
Начальная максимальная цена контракта составляла 1 378 423,30 руб. По итогам электронного аукциона победителем признана фирма ИП Лялякин А.А., снизив цену НМЦК на 82%.
Пунктом 4.1. поставка Товара осуществляется по предварительной заявке Заказчика, поданной посредством факсимильной связи или электронной почты. Срок исполнения такой заявки в течение 14 календарных дней с момента ее поступления от Заказчика.
Заявка Заказчиком в адрес Поставщика направлена 30 мая 2022 года по средствам электронной почты, подтверждение имеется.
До настоящего времени Поставщик не исполнил свои обязательства по Контракту в части поставки Товара. Товар в срок поставлен не был.
Заказчиком были направлены претензии в адрес Поставщика от 27.10.2022 N 89-1869-01-08/7317, от 09.12.2022 N 89-1869-01-08/848, от 22.12.22 N 89-1869-01-08/8757. Ответов на эти письма не поступали.
Поставщик Заказчику отправил письма N247 от 12.10.2022, N395 от 26.12.2022, N419 от 17.01.2023 о замене страны производителя поставляемого товара. Поставщик предложил сформировать поставку товара из Китайской Народной Республики по техническим и функциональным характеристикам в полном объеме соответствующий требованиям Контракта N 0190200000322002533/253.
Согласно Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н п. 1.7. При исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Подавая заявку на аукцион, заключая Контракт, Поставщик соглашается с условиями и потребностью Заказчика, изложенными в аукционной документации.
Представленные сведения компании Thermo Fisher Scientifie на своем официальном сайте от 12.09.2022 не является подтверждением того, что Поставщик принимал активные действия реализации данного контракта с момента получения заявки на поставку товара.
Таким образом, поскольку обстоятельства, объективно препятствовавшие исполнению контракта в установленный срок, документально не подтверждены, поведение Подрядчика нельзя признать добросовестным.
Доказательств возникновения у Поставщика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Поставщиком также не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Кроме того, Комиссия приняла во внимание, что информация об ИП Лялякин А.А. содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с существенными нарушениями обязательств по иным контрактам.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о поставщике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Лялякин А.А. (ИНН 590420598793), по обращению ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН 8904012710) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190200000322002533/253 от 26.04.2022 на поставку расходного материала, цена контракта - 251 863,04 рублей (извещение N 0190200000322002533), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Лялякин А.А. (ИНН 590420598793), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31 января 2023 г. N 089/06/104-50/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - расходный материал - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023