Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Напольских В.А. в связи с принятием ИП Напольских В.А. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.11.2022 на поставку ранцевых воздуходувок лесопожарных,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП Напольских В.А.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей Заказчика, Поставщика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003422007239) с победителем указанной закупки - ИП Напольских В.А. заключен контракт от 29.11.2022 на общую сумму 1 666 980,00 рублей.
В соответствии с условиями указанного контракта (п. 1.1) Поставщик обязался поставить ранцевые воздуходувки лесопожарные Получателю в количестве 54 штук, а Заказчик обязался принять и оплатить товар.
Получателем по Контракту является казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" (далее - Получатель) (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 1.2 контракта поставка Товара Поставщиком осуществляется непосредственно Получателю в соответствии с Извещением Заказчика о прикреплении Получателя к Поставщику (приложение N 1 к Контракту).
Извещение Заказчика о прикреплении Получателя к Поставщику является основанием для заключения договора поставки товара для государственных нужд (ст. 529 Гражданского Кодекса РФ) (п. 1.2 контракта).
В силу п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Получателю до 10 декабря 2022 года с даты начала исполнения контракта указанной в извещении по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра г. Ханты-Мансийск, ул. Посадская 17. Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Товара в Место доставки.
Согласно п. 4.3.1 контракта Заказчик обязан в течение 3(трех) рабочих дней с момента заключения контракта на официальном сайте направить Поставщику и Получателю извещение о прикреплении Получателя к Поставщику.
Учитывая, что контракт заключен 29.11.2022 Извещение о прикреплении получателя к поставщику надлежало направить не позднее 03.12.2022.
Приложение N 1 к контракту содержит форму документа "Извещение о прикреплении получателя к поставщику".
Из пункта 4.1.1 контракта следует, что Поставщик обязан принять к исполнению Извещение о прикреплении Получателя к Поставщику. В течение 3(трех) рабочих дней с момента получения извещения заключить с Получателем договор поставки товара (приложение N 3 к Контракту).
Поставить и передать товар Получателю в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом, спецификацией (Приложение N 2), договором поставки товара (п.4.1.2).
Как пояснил представитель Поставщика 10.12.2022 ИП Напольских В.А. направил в адрес Заказчика письмо N 10-12 в котором указал, что Извещение о прикреплении Получателя к Поставщику в его адрес не поступило, в связи с чем обязательства по контракту невозможно исполнить.
12.12.2022 ИП Напольских В.А. приостановил исполнение контракта, о котором уведомил Заказчика письмом N 12-12, в котором также указал о необходимости продления срока поставки товара либо расторгнуть договор по соглашению сторон. Однако ответа от Заказчика не получил.
14.12.2022 на адрес электронной почты ИП Напольских В.А., указанный в контракте с адреса электронной почты tatyanaklimenova85@gmail.com (не указанный в контракте) поступил договор на поставку ранцевых воздуходувок лесопожарных (Приложение N 3 к контракту) с указанием даты поставки товара до 10.12.2022.
16.12.2022 Поставщиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.11.2022 в связи с тем, что Извещение о прикреплении Получателя к Поставщику в его адрес не поступило, срок поставки истек по вине Заказчика.
Как пояснил представитель Заказчика 02.12.2022 на электронную почту Поставщика, указанную в контракте было направлено Извещение о прикреплении получателя к поставщику, проект договора на поставку товара. Отправка сообщения произведена с личной почты работника Учреждения по причине отсутствия доступа к сети "Интернет" вызванной аварией на сетях поставщика услуг связи.
Указал, что Извещение о прикреплении Получателя к Поставщику, а также проект договора поставки товара являются неотъемлемой частью контракта от 29.11.2022, подписанного Поставщиком, содержит все необходимые сведения для исполнения обязательств, принятых Поставщиком односторонний отказ от исполнения контракта не имеет правовых оснований.
Аналогичная позиция было изложена в письме заказчика от 30.12.2022, направленном ИП Напольских В.А.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В пункте 13.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено в адрес Заказчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 28 декабря 2022 года и получено им в этот же день.
Частью 21 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела, установлено, что 28.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Поставщиком в Единой информационной системе и получено Заказчиком в этот день.
Поскольку десятый день выпадал на праздничный день (08.01.2023), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 09.01.2023 (понедельник, рабочий день).
Учитывая положения ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Поставщика от исполнения контракта вступил в силу 10.01.2023 г.
При расторжении контракта Подрядчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания комиссии антимонопольного органа решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Из части 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения Поставщика от исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что из контракта следует, что моментом начала поставки товара, является встречное обязательство со стороны Заказчика по направлению в адрес Поставщика Извещения о прикреплении Получателя к Поставщику.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается, что Заказчиком своевременно исполнена обязанность по направлению Извещения о прикреплении Получателя к Поставщику.
Представленный Заказчиком в материалы дела скриншот от 02.12.2022 с электронной почты Москалева А. о направлении индивидуальному предпринимателю Извещения о прикреплении Получателя к Поставщику не подтверждает исполнения обязанности Заказчика по направлению указанного Извещения, поскольку направлен не с электронной почты Заказчика, указанной в контракте ( ppsto72@mail.ru), иных документов в материалы дела не предоставлено.
В свою очередь ИП Напольских В.А. отрицает факт получения Извещения о прикреплении Получателя к Поставщику.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Комиссия антимонопольного органа обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Поставщика не выявила.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Напольских В.А в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" в отношении ИП Напольских В.А в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 января 2023 г. N РНП-72-15/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2023