Резолютивная часть решения объявлена 01.12.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 05.12.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России;
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
Мергенова А.А. - старший государственный инспектор, член Комиссии, Калмыцкого УФАС России;
в присутствии представителя по доверенности:
от заказчика - ООО "Югсройинвест" -Джаваев С.В. (доверенность N б/н от 26.01.2023 г.);
в присутствии по он-лайн конференции представителя БУ РК "Республиканская больница им.П.П.Жемчуева"- Эренценов М.В.( доверенность N б/н от 27.01.2023 г.);
рассмотрев обращение БУ РК "Республиканская больница им.П.П.Жемчуева" о включении сведений в отношении ООО "Югстройинвест" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) и в соответствии ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Калмыцкое УФАС России 24 января 2023 года поступило обращение от БУ РК "Республиканская больница им.П.П.Жемчуева" (далее -Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Югстройинвест" (далее - ООО "Югстройинвест").
В обращении сообщается, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ч.9 ст.95 Закона о контрактной системы.
На основании изложенного Заказчик просит рассмотреть заявление о включении в РНП ООО "Югстройинвест", в связи с неисполнением контракта.
В связи с отсутствием возможности сделать однозначный вывод о наличии факта уклонения от заключения контракта ООО "Югстройинвест", в соответствии с частью 2 статьи 104 Закон о контрактной системе и на основании пункта 1 Приказа Калмыцкого УФАС России от 25.01.2023 г. N 8 Калмыцким УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту не выполнения условий контракта ООО "Югстройинвест" с БУ РК "Республиканская больница им.П.П.Жемчуева".
Уведомлением от 25.01.2023 года N РНП-08-01 заседание Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по установлению факта невыполнения условий контракта ООО "Югстройинвест" с БУ РК "Республиканская больница им.П.П.Жемчуева" назначено на 27 января 2023 года в 10 часов 00 минут.
В связи с изучением материалов дела, Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение на 30 января 2023 года в 15 часов 00 минут.
30 января 2023 года, состоялось рассмотрение обращения БУ РК "Республиканская больница им.П.П.Жемчуева".
Представитель ООО "Югстройинвест" на заседание представил письменные и устные пояснения: у заявителя отсутствовали намерения от исполнения заключенного контракта, Общество не согласно с решением Заказчика от 12.01.2023 г. указывает на следующее:
- в соответствии с контрактом N Ф.2022.001571 на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания хирургического комплекса Ресбольницы, был направлен Заказчику 24.12.2022 г предварительный график производства работ для согласования. На сегодняшний день график работ не согласован. Так как предварительный график не согласован, ООО "Югстройинвест" не может предоставить списки привлекаемых сотрудников.
- 24.12.2022 г и 29.12.2022 г на неоднократное обращение ООО "Югстройинвест" на демонтаж оборудования Заказчика, надлежащим образом не демонтировано.
- образцы материалов, имеющие цветовые и архитектурные решения, должны согласовываться с Заказчиком с предъявлением образцов до использования в работе, на данный момент не требуются. Так как Общество должно начать демонтажные работы, а образцы материалов будут предоставлены переда началом отделочных работ.
ООО "Югстройинвест" готовы выполнить государственный контракт, срок которого 90 календарных дней, до 23 марта 2023 года.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системы, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно контракту п.11.4. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в порядке предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч.13 ст.95 Закона о контрактной системы, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что 12.01.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.12.2022 г. на выполнение работ по текущему ремонту помещений хирургического корпуса БУ РК "Республиканская больница им.П.П. Жемчуева", расположенный по адресу: РК, Целинный район, с Троицкое, ул.Чкалова, 34. Также размещено в ЕИС 12.01.2023 г.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.12.2. ст.95 Закона о контрактной системы, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией Управления установлено, что согласно информации, размещенной в ЕИС Решение Заказчика Поставщиком получено 12.01.2023.
Ввиду вышеизложенного, Решение Заказчика получено ООО "Югстройинвест" 12.01.2023 г. и вступило в законную силу 23.01.2023 г, и Контракт, считается расторгнутым с 23.01.2023 г.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее:
21 декабря 2022 года Заказчик заключил государственный контракт N Ф.2022.001571 по результатам аукциона с ООО "Югстройинвест".
Согласно контракта п. 3.1. Сроки выполнения работ по Контракту: работы должны быть выполнены одним этапом с момента заключения Контракта в течении 90 (девяносто) календарных дней. График выполнения работ Подрядчик разрабатывает самостоятельно. График выполнения работ, не является основанием разбивки срока выполнения работ на этапы.
Цена контракта составила: 17 226 456 (семнадцать миллионов двести двадцать шесть тысяч четыреста пятьсот шесть) руб. 49 коп.
Согласно переписки Заказчика и Подрядчика установлено следующее:
- 20 декабря 2022 г. ООО "Югстройинвест" направил письмо Заказчику за исх.N19, о том, что необходимо представить проектно-сметную документацию в адрес подрядчика, и график производства работ будет предоставлен только по откорректированной ПСД объекта.
- 23 декабря 2022 г исх.N 5416, Заказчик отвечает Обществу, что работы являются текущие, и ПСД на эти работы не требуются.
- 22 декабря исх.N б/н, Общество в адрес Заказчика направляет письмо от том, что не может приступить к работам, так как не имеет полный пакет документов, а также направляет утвержденный график работ.
- 23 декабря 2022 г., исх.N 5457, Заказчик направляет в адрес Общества ответ на письмо от 22.12.22г., где указывает, что ПСД у текущего ремонта здания у Заказчика не имеется, в контракте нет чертежей и схем, сметная документация составлялась на основании актов осмотра и дефектных ведомостей.
- 29 декабря 2022 г., Заказчик направляет претензию в адрес Общества, что работы не начаты на объекте, и Заказчик расторгает контракт.
- 29 декабря 2022 г., Заказчик составляет акт обследования помещений здания Целинного стационарного отделения.
- 20 января 2023 г, исх.N 05, Общество, направляет в адрес Заказчика письмо, о том, что не согласно с решение о расторжении, что был направлен график производства работ на согласование, который не был согласован, в связи с чем не представляется возможным приступить к работам, не произведен демонтаж оборудования, Общество просит согласовать график работ, где после подписания приступит к работам.
- 24.01.2023 г исх.N 225, Заказчик в ответ на исх.N 05, отвечает, что свое решение обоснованным, в течении 10 дней с момента размещения, Общество не воспользовалось правом и возможностью связаться с представителем Заказчика и начать работы. Считают, что график согласован Заказчиком и находится вместе с документацией, который Общество не получает и не ознакомится.
Ввиду вышеизложенного, Решение Заказчика принято 12.01.2023 г., получено ООО "Югстройинвест" 12.01.2023 г., вступило в законную силу и Контракт, считается расторгнутым с 23.01.2023 г.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда РФ от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N16-0, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999, N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан, и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу ст.55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течении двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно п.3 ст.1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п.4 ст.1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с п.5 ст.10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В п.1 Постановления от 23.06.15г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ" Пленум Верховного Суда РФ разъяснили, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с подпунктом в) пункта 15 Постановления Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 г., орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств,
Комиссией Управления установлено, что исходя из представленных документов и информации, ООО "Югстройинвест" предприняло действия, направленные на исполнение Контракта, обращалось с письмами в адрес Заказчика. К тому же график производства работ был подписан сторонами, но Заказчик не направил электронной почтой или почтой России Обществу, в связи с чем ООО "Югстройинвест" не смогли приступить к работам. Согласно контракту, работы должны быть выполнены одним этапом с момента заключения Контракта в течении 90 (девяносто) календарных дней. У Общества имелось время для выполнения работ по заключенному контракту, Общество в письмах указывало, что готовы исполнить данный контракт.
Так же общество в качестве добросовестности на рассмотрение дела представило 10 исполненных контрактов с номерами N 1081405587322000091, N 2081414944022000021, N 1081405587322000070, N 1081405568022000003, N 2081601253021000023, N 2080890012221000005, N 3080609021821000002, N 3081390093919000003, N 3081390011019000003, N 3081603424418000010.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает, что в рассматриваемом случае формальная констатация факта не выполнения работ, не может являться достаточным основанием для включения сведений об ООО "Югстройинвест" в реестр недобросовестных поставщиков.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения реестра предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Изучив хронологию действий Заказчика и ООО "Югстройинвест" при исполнении своих обязательств в рамках заключенного контракта, Комиссия Управления не усматривает в действиях ООО "Югстройинвест" недобросовестного поведения, а также уклонения от исполнения Контракта по вине ООО "Югстройинвест".
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Югстройинвест".
Руководитель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Мергенова А.А.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 31 января 2023 г. N РНП-08-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2023