Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ИП Кириленко Наталья Андреевна в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0145300000122000131 от 30.06.2022 на выполнение работ по содержанию и обслуживанию детских игровых площадок в городе Сосновый Бор, включая поставку товара (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 27.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 27.12.2022 обязательства по Контракту были выполнены лишь в одном месяце (июле) на сумму 177 533,31 рублей, при цене Контракта в 2 097 777,00 рублей.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, п. 1.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию и обслуживанию детских игровых площадок с поставкой товара в рамках выполнения работ в г. Сосновый Бор Ленинградской области в соответствии с Описанием объекта закупки, иными условиями Контракта в сроки установленные Графиком производства работ. Муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы, поставленные материалы и оплатить на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. График производства работ будет составлен Муниципальным заказчиком, совместно с Подрядчиком в течении 1 рабочего дня с момента опубликования протокола подведения итогов.
Согласно п. 1.2. Контракта Перечень, объем, и стоимость работ определены Локальным сметным расчетом (Приложение N2 к Контракту). Перечень, количество и стоимость осмотров определена расчетом (Приложение N14 к Контракту), стоимость товаров определена Спецификацией (Приложение N13 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно Контракта:
- 3.1. Начало выполнения работ: рабочий день, следующий за днем подписания Сторонами Контракта.
- 3.2. Окончание выполнения работ: по "31" декабря 2022 г.
Подрядчик производит выполнение Работ в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N3 к Контракту).
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
- 5.4.1. Осуществлять выполнение работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами, своевременно и надлежащим образом поставить товары в соответствии с Описанием объекта закупки и настоящим Контрактом.
- 5.4.5. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы, поставить товар и представить Муниципальному заказчику документацию, предусмотренную настоящим Контрактом, Описанием объекта закупки.
5.4.6. Обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, муниципальным стандартам, строительным нормам и правилам), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
- 5.4.8. Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим Контрактом срок (замедляющих ход выполнения работ), либо делающих дальнейшее их выполнение невозможным, и письменно известить об этом Муниципального заказчика в течение 1 (одного) рабочего после наступления таких обстоятельств.
В случае приостановления выполнения работ ввиду наступления неблагоприятных погодных условий (далее - НПУ), Подрядчик направляет Муниципальному заказчику письмо о приостановлении выполнения работ ввиду НПУ с обязательным приложением к письму справки гидрометеоцентра (в случае невозможности получения таковой единовременно с наступлением НПУ - как минимум, распечатки с интернет-сайта, подтверждающей НПУ данные). Также в указанном письме Подрядчик перечисляет фактические обстоятельства НПУ, которые не позволяют ему продолжить выполнение работ с обязательными ссылками на СНиПы и ГОСТы, подтверждающие слова Подрядчика.
- 5.4.27. Устранять замечания надзорных организаций по выполнению работ.
- 5.4.28. При проведении проверок представлять Муниципальному заказчику все необходимые документы и информацию по выполнению Работ.
-5.4.32. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
Согласно п 13.1. Контракт Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2022 года, а в части предусмотренных Контрактом гарантийных обязательств Подрядчика - до их полного исполнения Подрядчиком.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1 - Описание объекта закупки;
Приложение N 2 - Локальный сметный расчет;
Приложение N 3 - График производства работ;
Приложение N 4 - Акт контрольного обмера выполненных Работ;
Приложение N 5 - Акт о недостатках (дефектах);
Приложение N 6 - Акт о недостатках (дефектов), обнаруженных в гарантийный срок;
Приложение N 7 - Акт о надлежащей и своевременной очистке Объекта.
Приложение N 8 - Акт осмотра оборудования детской игровой площадки
Приложение N 9 - Акт освидетельствования скрытых работ;
Приложение N10 - Адресный перечень детских игровых площадок;
Приложение N11 - Перечень адресов по демонтажу детского игрового оборудования;
Приложение N12 - Акт о демонтаже оборудования
Приложение N13 - Спецификация
Приложение N14 - Расчет стоимости осмотров.
График производства работ по Контаркту:
п/п |
Услуга |
Срок оказания услуг |
|||||
|
|
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
1 |
Мониторинг состояния игрового оборудования на детских площадках. |
2 осмотра (визуальный и функциональный) с интервалом две недели |
2 визуальных осмотра с интервалом две недели |
2 визуальных осмотра с интервалом две недели |
2 осмотра (визуальный и функциональный) с интервалом две недели |
1 визуальный осмотр, 1 годовой осмотр с интервалом две недели |
1 визуальный осмотр |
2 |
Техническое обслуживание элементов игрового оборудования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Замена песка в песочницах |
+ |
|
досыпка песка в песочницы |
|
|
|
4 |
Установка песочницы, информационных стендов |
+ |
|
|
|
|
|
5 |
Приемка оказанных услуг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 календарных дней |
Согласно Описанию объекта закупки среди прочего ежемесячно после выполнения работ Подрядчик сдает результат работ представителю Муниципального заказчика и в случае замечаний к качеству выполняемых работ Подрядчик принимает меры к их устранению в течение 5 дней.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам представителя Заказчика.
По состоянию на 27.12.2022 Подрядчиком выполнено следующее:
- замена песка в песочницах;
- демонтаж игрового оборудования;
- мониторинг состояния игрового оборудования за июль 2022 года.
Подрядчиком не выполнены обязательства:
- Замена подвесных, изношенных и неисправных деталей, подвижных узлов и механизмов, фанерных и деревянных элементов на детских игровых площадках необходимо было выполнить в течении 20 календарных дней с рабочего дня, следующих за днем подписания Сторонами Контракта;
- Монтаж игрового оборудования на детских игровых площадках необходимо было выполнить в течении 15 календарных с рабочего дня, следующих за днем подписания Сторонами Контракта.
- Поставка и монтаж малых архитектурных форм (песочница, информационные стенды) на детских игровых площадках необходимо было выполнить в течении 35 календарных с рабочего дня, следующий за днем подписания Сторонами Контракта.
- Мониторинг состояния игрового оборудования на детских площадках:
- август 2 визуальных осмотра с интервалом две недели;
- сентябрь 2 визуальных осмотра с интервалом две недели;
- октябрь 2 осмотра (визуальный и функциональный) с интервалом две недели; - ноябрь 1 визуальный осмотр, 1 годовой осмотр с интервалом две недели; - декабрь 1 визуальный осмотр.
В целях побуждения к выполнению работ по Контракту Подрядчика 26.08.2022 Заказчик направил Уведомление о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту.
От Подрядчика 31.08.2022 получено уведомление о невозможности исполнения Контракта.
23.09.2022 направлен ответ в адрес Подрядчика.
08.11.2022 в адрес Подрядчика направлено письмо с просьбой предоставить акты о проделанной работе по ремонту детского игрового оборудования в период 01.10.2022 по 31.10.2022.
В адрес Заказчика от Подрядчика ответ не поступил.
26.12.2022 Подрядчику было направлено письмо, напоминающее о том, что необходимо выполнить в рамках исполнения Контракта и о сроках просрочки исполнения Контракта с расчетом пени.
27.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
28.12.2022 на основании поступившего в адрес Заказчика Представления от прокуратуры г. Сосновый Бор от 07.12.2022 N 07-63/222/2022 "об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления..., о противодействии экстремизму" в котором указывалось, что между домами 48-50 по пр. Героев на горке детской игровой площадки выявлен знак нацистской символики - кельтский крест.
29.12.2022 получен ответ, что вандальные надписи устранены, но акты на выполненные работы не предоставлены.
Заказчик указывает, что в адрес Подрядчика неоднократно направлялись требования выполнить работы в срок установленный Контрактом.
Ввиду того, что Подрядчик не устранил нарушения, послужившее основанием для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик правомерно действовал, со своей стороны.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
Предприниматель начал выполнение работ сразу после подписания Контракта и за месячный период 01.07.2022-31.07.2022 выполнен необходимый перечень работ по Контракту.
Ответственным за исполнение Контракта со стороны Исполнителя выступал Кириленко Д.А. по доверенности, ответственным за исполнение Контракта со стороны Заказчика выступала инженер отдела внешнего благоустройства и дорожного хозяйства Галаган Е.А. (в материалы дела приобщена рабочая переписка представителей в мессенджере).
Участником подготовлены документы на оплату работ в июле 2022, документы были переданы в централизованную бухгалтерию Администрации СГО для согласования, вместе с тем, сотрудник централизованной бухгалтерии Кононова И.С. сообщила о том, что Заказчик не сможет оплатить выполненные работы, необходимо составление дополнительного соглашения. Документы загружены через систему ЕИС, однако после приемки документов Заказчиком Галаган Е.А. потребовала удалить часть работ из актов, что существенно снижало стоимость выполненных работ (например, предстатель Заказчика Галаган Е.А. просила указать объем песка привезенный в меньшем количестве, чем привезено на самом деле).
Согласно п. 2.3. Контракта в изначальной версии редакции Контракта предполагал, что оплата выполненных Подрядчиком работ и поставленного товара производится Муниципальным заказчиком ежемесячно (в месяце, следующем за расчетным) за фактически выполненный объем работ в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Муниципальным заказчиком документа о приемке выполненных работ, в том числе товарной накладной (в случае поставки товара), Акта о приемке выполненных работ(КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат(КС-3) на основании выставленных Подрядчиком счета и счета-фактуры.
Вместе с тем, в работы также входили осмотры детских площадок, один из которых Участником выполнен в июле 2022, но Заказчик не мог оплатить их.
24.08.2022 Предпринимателем составлено письмо с описанием проблемы и передано начальнику отдела внешнего благоустройства и дорожного хозяйства Пржевальскому П.В., оно не носило официальный характер, поскольку у Исполнителя было желание решить вопрос не начиная претензионной работы, так как ИП Кириленко Н.А. работает с Администрацией с 2019 года, выполнил множество муниципальных контрактов и всегда все вопросы решались с руководством отдела благоустройства.
26.08.2022 Заказчик направил Претензию о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту.
Вопрос с невозможностью оплаты выполненных в июле месяце работ не был решен, в связи с чем 31.08.2022 Исполнитель направляет Заказчику Уведомление о невозможности исполнения Контракта на имя Главы муниципального образования Воронкова М.В. с описанием проблем, с которыми столкнулся Исполнитель, а также в предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
17.10.2022 Участнику позвонили из Администрации и предложили прийти на встречу с заместителем Главы МО Сосновоборский Городской Округ Ивановым А.В.
18.10.2022 на встрече между сторонами были достигнуты договоренности об оплате выполненных в июле 2022 работ в полном объеме, после чего продолжится выполнение Контракта после получения Исполнителем оплаты.
19.10.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено Дополнительное соглашение N 1 (позволяющее производить оплату по мониторингам).
20.10.2022 Исполнитель повторно разместил документы на оплату в полном объеме в системе ЕИС.
26.10.2022 стороны подписали дополнительное соглашение N 1 к Контракту.
Ответственный за исполнение Контракта со стороны Заказчика Галаган Е.А. уволилась из Администрации, а новый ответственный назначен не был, при этом в отделе внешнего благоустройства и дорожного хозяйства сообщили, что работы на детских площадках по представлению прокуратуры ведет Сосновоборское муниципальное бюджетное учреждение "Спецавтотранс", оплата не поступала.
08.11.2022 Предпринимателем направлено претензионное письмо в адрес Заказчика.
09.11.2022 Заказчиком проведена экспертиза, которой остановлено, что работы выполненные в июле 2022 соответствовали условиям Контракта.
08.12.2022 Участника вызвали в отдел внешнего благоустройства и дорожного хозяйства для подписания Дополнительного соглашения N2 по Контракту. У Предпринимателя, была уверенность, что это дополнительное соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон, однако оказалось, что это соглашение с корректировкой расчета стоимости для мониторинга.
Оплата за выполненные в июле 2022 работы поступила в полном объеме только 23.12.2022 (Платежные поручения от 15.11.2022 и 23.12.2022).
27.12.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
28.12.2022 Исполнителю поступило письмо с требованием удаления вандальных надписей на одной из детских площадок в рамках выполнения Контракта. Работы Исполнителем выполнены, о чем представлено письмо и фотоотчет.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 27.12.2022 (информация размещена в ЕИС).
Из пояснений представителей Заказчика также следует, что в связи с тем, что несвоевременное исполнение обязательств Исполнителем повлекло возникновение обстоятельств, которые исключают возможность использования результатов для достижения цели осуществления закупки, Заказчик не получил тот результат на который он рассчитывал.
Представитель Участника пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнил работы как в установленный срок в июле 2022, а поскольку оплата их предполагалась ежемесячно, то Предприниматель рассчитывал на эти денежные средства, поскольку является субъектом малого предпринимателя, не получив их в срок, Участник сообщил о невозможности исполнять контракт далее и ожидал дополнительных соглашений и оплаты от Заказчика, при том что получив ее в полном объеме за 4 дня до одностороннего отказа
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, вел переписку по рабочим моментам, что не свидетельствует о его намерении Участника не выполнять работы и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия считает необходимым учесть, что между Участником и Заказчиком возникли разногласия, а поскольку Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник выполнил работы в июле 2022 (качество которых подтверждено экспертизой заказчика от 09.11.2022), сообщил Заказчику о необходимости оплаты обязательств и невозможности исполнять обязательства без оплаты (как это было предусмотрено Контрактом), реагировал на письма и неоднократно присутствовал на совещаниях и встречах при возникновении рабочих вопросов, стремился согласовать возникшую ситуацию, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество, при том, что дополнительные соглашения были заключены 26.10.2022 и 08.12.2022, а оплачены обязательства 15.11.2022 и 23.12.2022, при том, что односторонний отказ принят 27.12.2022, также Участник был заинтересован в выполнении обязательств, поскольку даже после получения письма 28.12.2022 о надписях, сообщил о том, что удалил их уже 29.12.2022.
Такая последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства, при том, что участник действительно является субъектом малого предпринимательства и не мог держать в обороте денежных средств для исполнения обязательств поскольку рассчитывал на оплату их ежемесячно.
Стороны знали о имеющихся несоответствиях первоначального Контракта, в связи с чем и потребовалось заключение дополнительного соглашения.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
То есть, Комиссия исходит из того, что в обязанность Заказчика входит полно, достоверно и подробно определить результаты работ в документации исходя из своих потребностей и по обязательствам по оплате.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта, что не может однозначно трактоваться как его недобросовестное поведение.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ИП Кириленко Наталья Андреевна в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 января 2023 г. N 047/10/104-118/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2023