Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление),
рассмотрев обращение ИП Мордарь Светланы Александровны (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Муниципального казенного учреждения "Управление обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа Электросталь Московской области" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения городского округа Электросталь Московской области "Управление по конкурентной политике и координации
закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении закупки на оказание услуг по транспортировке умерших в морг, включая погрузо-разгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия для производства судебно-медицинской экспертизы (извещение N 0848600005322001076 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион)), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение Заявителя содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 09.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 718 536,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 17.11.2022;
4) на участие в Аукционе поданы 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 9 заявок от участников закупки.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно допущена заявка участника закупки в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о недостоверности адреса места нахождения участника закупки.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года
N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2022 NИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов), заявка ООО "ГАЛА" с идентификационным номером "4" признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сведения об адресе юридического лица
ООО "ГАЛА" являются недостоверными.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что у Аукционной комиссии отсутствует обязанность проверять достоверность сведений, в том числе в отношении адреса места нахождения, при этом в составе заявки участника закупки ООО "ГАЛА" представлена выписка из ЕГРЮЛ в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок установлен частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при этом отклонение по иным основаниям, не предусмотренным частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседание Комиссии Заявителем доказательств обратного не представлено.
Таким образом, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно не направлен проект контракта на подпись Заявителю.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе,по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 7 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком 06.12.2022, 21.12.2022 опубликованы протоколы о признании участников закупки уклонившимися от заключения контракта в связи с тем, что победитель Аукциона и участник закупки, занявший второе место не подписали проект контракта.
Согласно Протоколу подведения итогов, заявке Заявителя с идентификационным номером "11" присвоено третье место.
Вместе с тем, Заказчиком проект контракта в адрес Заявителя не направлен, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Заказчиком, Уполномоченным учреждением представлены пояснения, согласно которым:
"Извещением об осуществлении закупки предусмотрен срок оказания услуг с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Статьей 51 Закона N 44-ФЗ установлены сроки заключения контракта и планируемый срок заключения контракта выходит за пределы срока начала оказания услуг по контракту, а именно:
Согласно п.1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, заказчик формирует и размещает проект контракта - 23.12.2022.
Согласно п.1-3 ч. З ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, 1) подписывает проект контракта/ 2) размещает протокол разногласий/ 3) размещает отказ от заключения контракта - 30.12.2022.
Согласно п.1-3 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 2 (двух) рабочих дней, т.е. 10.01.2023, следующих за днем размещения участником закупки информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает и размещает контракт (учитывая особенности, контракт не может быть заключен ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта т. е. не ранее 01.01.2023.
01.01.2023 является нерабочим денем, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Если последний день срока приходится па нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день", соответственно, ближайший следующий за нерабочими днями день - 09.01.2023.
2) формирует и размещает проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий
3) формирует и размещает проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
С учетом направления протокола разногласий участником, дата заключения контракта приходилась бы на 13.01.2023.
Протокол об уклонении второго участника ООО "ГАДА" N ППУ20_2 размещен 21.12.2022.
С учетом переноса выходных дней в 2023 году на основании постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году", дни в период с 31 декабря 2022 года по 8 января 2023 года - являются нерабочими праздничными днями.
Таким образом, любое значение из рассмотренных вариантов не соответствует потребности заказчика о начале оказания услуг с 00:00:01 01.01.2023.
Учитывая изложенное, направление проекта контракта участнику закупки с порядковым номером N 11, занявшим третье место не проставлялось возможным, ввиду отсутствия у Заказчика правовых оснований".
Вместе с тем, с учетом положений части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе и с учетом размещения 21.12.2022 протокола о признании участника, занявшего второе место уклонившимся от заключения контракта, контракт должен быть заключен не ранее 31.12.2022.
В соответствии со статьей 52 Закона о контрактной системе, предусмотрены основания признания аукциона несостоявшимся, в том числе в случае, если все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с Законом о контрактной системе заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании информации, размещенной на Официальном сайте, заявка Заявителя не отозвана, при этом проект контракта Заявителю в регламентированный срок не направлен.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно довод обращения Заявителя является обоснованным.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Извещением о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Дата начала исполнения контракта 01.01.2023, дата окончания исполнения контракта 12.02.2024".
Согласно приложению N 2 к проекту контракта извещения о проведении Аукциона, период направления заявок: начало: 01.01.2023, окончание: 31.12.2023.
Вместе с тем, на дату проведения внеплановой проверки - 25.01.2023, контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не заключен.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, указанных в извещении о проведении Аукциона, что не соответствует части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 25.01.2023 N 050/06/99-50843/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 января 2023 г. N 050/06/99-50843/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2023