Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Бахчисарайская ЦРБ" (далее - Заказчик) - Марченко И.И. (по доверенности),
- ООО "ЭКОН" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения" (извещение N0375200002023000004) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе и неверно выбравшего способ определения поставщика.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения.
Заказчиком установлен код ОКПД2 52.10.19.900 - услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно жалобе Заявителя: "Заказчик намеренно изменил код по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
В соответствии с письмом от 17 февраля 2016 г. N Д28и-344 Минэкономразвития России, при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2. При этом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, ответственность и нарушения могут возникнуть, в случае если код выбран неверно, а также с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Заказчик выбрал код по ОКДП2 52.10.19.900 Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки, однако В ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) Раздел 2 пункт 12 указывается: - "12. Исполнитель обязан производить обезвреживание медицинских отходов класса Б и В согласно СанПиН 2.1.3684-21".
Также В ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) в Разделе СПЕЦИФИКАЦИЯ указано: - "Объем оказанных исполнителем заказчику услуг в целях расчетов по настоящему техническому заданию определяется в условных единицах. Под одной условной единицей понимается оказание услуги по транспортировке одного контейнера с отходами класса Б или В, вместе с содержимым (отходами класса Б или класса В) от пункта временного сбора и накопления заказчика до объекта обезвреживания, и сжигание содержимого этого контейнера подлежит уничтожению путем сжигания".
Таким образом Заказчик собирается измерять и оплачивать услуги, исходя из количества объема вывезенных и обезвреженных методом сжигания медицинских отходов классов Б и В.
Согласно данным положениям технического задания извещения об осуществлении закупки в рамках исполнения контракта предусмотрено, в том числе транспортирование и обезвреживание отходов.
Указанные услуги относятся к услугам, имеющим следующий код ОКПД: 38 "Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; оказание услуг по утилизации отходов", который включен в Перечень. Таким образом, закупка указанных услуг должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Данная позиция подтверждается Письмом ФАС России от 04.10.2022 NПИ/91273/22, а также Дополнением ФАС России к письму от 04.10.2022 N ПИ/91273/22 от 24.10.2022 NПИ/97225/22.
Так же Заказчик предъявляет требования к Исполнителю, основываясь исключительно на СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", который, в том числе, регламентирует порядок обращения с медицинскими отходами, работа с которыми подразумевает под собой код по ОКПД2 38.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), который содержит код по ОКДП2 38 Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов, который содержит:
А) 38.12.11.000 Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов
Б) 38.12.23.000 Отходы медицинские опасные прочие
Именно по этим кодам в России ежегодно проводятся сотни электронных аукционов на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживании/обеззараживании медицинских отходов.
Аукцион считается более прозрачной формой проведения торгов, чем конкурс. Чтобы исключить коррупционную составляющую, Правительство РФ выпустило Распоряжение от 21 марта 2016 г. N 471-р, которое устанавливает список товаров, работ и услуг, закупать которые разрешено лишь путем аукциона.
В виду выше приведенного, считаем, что Заказчик намеренно изменил код по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика для усложнения участия в процедуре и возможности предоставления субъективного преимущества, ограничил конкуренцию, путем усложнения поиска данной закупки в ЕИС, изменив код по ОКДП2 и наименование процедуры".
1. Разработать собственными силами или с привлечением соисполнителей программное обеспечение для учета движения принадлежащих Заказчику контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В.
2. Предоставить Заказчику неисключительную лицензию на пользование данным программным обеспечением.
3. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование, необходимое для поступления информации в программное обеспечение. Программное обеспечение и оборудование должно исключать непосредственное физическое присутствие сотрудников Заказчика в помещениях, где осуществляется процесс приема-передачи отходов, и обеспечивать объективный контроль за движением контейнеров от пункта накопления отходов Заказчика до объекта обезвреживания отходов. Стоимость пользования оборудованием включена в стоимость контракта.
4. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование для обеззараживания и очистки воздуха - бактерицидный рециркулятор, который должен снижать уровень микробной обсемененности в помещениях в непрерывном режиме.
5. Производить вывоз контейнеров с медицинскими отходами классов Б и В согласно графику вывоза отходов. Забор контейнеров с пункта временного сбора и накопления Заказчика производится без участия сотрудников Заказчика.
6. Предоставить за свой счет одноразовые расходные материалы (пакеты ПВД), одноразовые контейнеры в объемах и с характеристиками в соответствии с настоящим техническим заданием.
7. Транспортировать контейнеры с отходами классов Б и В вне территории ЛПУ только в закрытых кузовах, специально применяемых для этих целей автомашин.
8. Перевозить контейнеры с отходами специально приспособленными для этих целей транспортными средствами с цельнометаллическим кузовом, оснащенными креплением контейнеров внутри кузова и дополнительными замками-запорами для внешних дверей кузова, исключающих их непроизвольное раскрытие во время движения и возникновения аварийной ситуации.
9. Транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, обладающие активностью против возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, легионеллез, туляремия), ветошь и другое).
10. Исполнитель обязан подвергать мытью и дезинфекции многоразовые контейнеры для временного хранения отходов классов Б и В после каждого опорожнения с использованием моющих и дезинфицирующих средств, обладающих антимикробной активностью в отношении граммположительных и граммотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза), возбудителей внутрибольничных и анаэробных инфекций, грибов рода Кандида и Трихофитон, плесневых грибов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, Коксаки, ЕСНО, полиомиелита, энтеральных, парентеральных гепатитов).
11. Транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом протирания растворами дезинфицирующих средств с антимикробными, противовирусными противогрибковыми, овоцидными, спороцидными свойствами с использованием ветоши, щеток.
12. Исполнитель обязан производить обезвреживание медицинских отходов классов Б и В согласно СанПиН 2.1.3684-21, помещения объектов обезвреживания медицинских отходов должны быть оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
13. Исполнитель ежемесячно предоставляет заказчику информацию о массе транспортированных и обезвреженных отходов классов Б и В в килограммах.
Согласно возражениям Заказчика: "Исходя из перечисленных обязанностей к исполнителю можно сделать вывод, что исполнителем должны быть обеспечены хранение в контейнерах медицинских отходов классов Б и В, образующихся у Заказчика, их транспортировка (перевозка), а также учет движения принадлежащих Заказчику, либо находящихся в пользовании у Заказчика контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В.
В разделе 2 "Описание объекта закупки (техническое задание)" указано, что объем оказанных исполнителем заказчику услуг в целях расчетов по настоящему техническому заданию определяется в условных единицах. Под одной условной единицей понимается оказание услуги по транспортировке одного контейнера с отходами класса Б или В, вместе с содержимым (отходами класса Б или класса В) от пункта временного сбора и накопления заказчика до объекта обезвреживания, и сжигание содержимого этого контейнера подлежит уничтожению путем сжигания, а также предоставление информации заказчику о погрузке этого контейнера в автотранспорт и разгрузке данного контейнера на объекте обезвреживания.
На сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком определен код ОКПД 2 - 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки".
При этом код 52 называется "Услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги".
Таким образом, исходя из технического задания закупаемая услуга прежде всего сводится к хранению и транспортировке медицинских отходов классов Б и В, и не ограничена лишь сбором опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов, о чем указывает Заявитель.
Следует обратить внимание на то, что общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Законом о контрактной системе не предусматриваются требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД 2.
Определение кода ОКПД 2 осуществляется заказчиком путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (письмо Министерства финансов России от 09.06.2017 N 24-03- 08/36404). Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых У Как следует из анализа извещения и его приложений, в частности, описание объекта закупки в разделе 2 подтверждает соответствие выбранного кода ОКПД 2 закупаемым услугам.
То есть, выбранный Заказчиком код ОКПД 2 - 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки" не содержится в Перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводит аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Заявителем не предстазлено доказательств, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД 2 объекту закупки, а также доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД 2 нарушает права Заявителя, в том числе препятствует поиску оспариваемой Закупки, а также подаче заявки на участие в Закупке.
Таким образом, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса.".
Исходя из перечисленных обязанностей к исполнителю, Комиссия установила, что исполнителем должны быть обеспечены хранение в контейнерах медицинских отходов классов Б и В, образующихся у Заказчика, их транспортировка (перевозка), учет движения принадлежащих Заказчику, либо находящихся в пользовании у Заказчика контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов классов Б и В, а также обезвреживание указанных отходов на специальном участке.
Таким образом, исходя из технического задания закупаемая услуга, прежде всего, сводится к хранению и транспортировке медицинских отходов классов Б и В, и не ограничена лишь сбором опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов, о чем указывает Заявитель.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что услуги по сбору медицинских отходов, на которые указывает Заявитель, не приобретаются Заказчиком в проводимой закупке, обязанностями Исполнителя не предусматривается оказание услуг по сбору медицинских отходов. Сбор медицинских отходов осуществляется Заказчиком своими силами на территории подразделений медицинского учреждения, проводимая закупка имеет целью автоматизацию и контроль дальнейших процессов обращения с медицинскими отходами, собираемыми Заказчиком.
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Выбранный Заказчиком код ОКПД2 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки" не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 февраля 2023 г. N 082/06/106-56/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023