На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Сталкер" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГУП "НАМИ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бортового V2X устройства стандарта ITS G5 с модулем высокоточной ГНСС навигации для оснащения Динамической платформы в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство дизайн-центра автоэлектроники и компонентов интеллектуальных транспортных систем, в том числе лабораторно-испытательной базы" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0573100009022000013) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) в описании объекта закупки неправомерно установлен товарный знак набора микросхем закупаемого оборудования - "Autotalks";
2) в описании объекта закупки неправомерно установлено требование о работе закупаемого оборудования по стандарту связи C-V2X.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 26.01.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.02.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 27.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 134 940,33 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 02004121920294009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.10.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 25.10.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) Заказчиком с ООО "Атлас-Омникомм" заключен государственный контракт от 09.11.2022 N 0573100009022000013-ОЛ9.1 (реестровый номер в ЕИС - 1770559633922000186) с ценой в размере 37 569 542,64 руб.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в описании объекта закупки товарный знак набора микросхем закупаемого оборудования - "Autotalks".
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка бортового V2X устройства стандарта ITS G5 с модулем высокоточной ГНСС навигации для оснащения Динамической платформы в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство дизайн-центра автоэлектроники и компонентов интеллектуальных транспортных систем, в том числе лабораторно-испытательной базы".
В соответствии с описанием объекта закупки к встроенному бортовому устройству V2X OBU установлена характеристика товара с неизменяемым показателем: "устройство должно быть построено на следующем наборе микросхем: AutotalksR CRATON2 V2X, AutotalksR PLUTON2 V2X RF".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что ранее в рамках исполнения договора от 21.06.2018 N 2140.Р.Б.ОКР.0618.6746, заключенного между ФГУП "НАМИ" и ООО "Среда", ФГУП "НАМИ" получило интеллектуальную собственность: программное обеспечение для OBU, которое работает на наборе микросхем Autotalks.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии представил акт сдачи-приемки выполненных работ в рамках 4 этапа по договору от 27.08.2018 N 2030.Р.Б.ОКР.0818.7030, заключенному между ФГУП "НАМИ" и ООО "АИСТ", согласно которому ФГУП "НАМИ" получило 10 комплектов OBU Autotalks ATK25022F, работающих как по технологии С-V2X, так и по технологии ITS-G5.
При этом представитель Уполномоченного органа пояснил, что для C-V2x и ITS-G5 в настоящее время используется технические средства Craton 2 CUT3 и PLUTON2 RFIC, Yocto Linux. С учетом работоспособности и надёжности данных устройств, программное обеспечение OBU под платформу Craton 2 CUT3 с Yocto Linux было выбрано в качестве основы для разработки встроенного программного обеспечения верхнего уровня для бортового V2X устройства стандарта ITS G5 с модулем высокоточной ГНСС навигации, являющегося объектом закупки, и функционирующего в составе разработанной ФГУП "НАМИ" системы управления и обеспечения безопасности испытательного полигона Дизайн Центра автоэлектроники ФГУП "НАМИ". Данное программное обеспечение работоспособно только на технических средствах, указанных выше, под которые оно разрабатывалось. Таким образом, использование иных технических средств сделает закупаемое оборудование неприменимым в составе системы.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в описании объекта закупки товарный знак набора микросхем закупаемого оборудования - "Autotalks", не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в описании объекта закупки требование о работе закупаемого оборудования по стандарту связи C-V2X, поскольку на территории Российской Федерации не выделены полосы частот для применения устройств C-V2X.
На заседании Комиссии установлено, что описание объекта закупки содержит положение, согласно которому "ФГУП "НАМИ" собирается использовать закупаемое оборудование под стандарт связи C-V2X.
Согласно описанию объекта закупки в состав закупаемого бортового V2X устройства стандарта ITS G5 с модулем высокоточной ГНСС навигации входит антенна DSRC & C-V2X с показателем характеристики "частотный диапазон:
5.8-6.0 ГГц".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии представил сведения и пояснил, что решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (далее - ГКРЧ) от 10.03.2011 N 11-11-01-2 выделена полоса радиочастот 5 855 - 5 925 МГц для применения юридическими и физическими лицами придорожных и автомобильных радиоэлектронных средств интеллектуальных систем на транспорте без оформления отдельных решений ГКРЧ.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки участникам закупки для отдельных характеристик товара необходимо указать конкретные показатели, например, "длина кабеля: 3-5 м", "требования к проводным интерфейсам: количество не менее 3 штук".
При этом Комиссией установлено, что в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) отсутствуют положения о порядке указания в составе заявки участника закупки показателей, сопровождающихся словами "не менее", "от", "до", символами "-", "<", ">" и другие.
Таким образом, положения Инструкции не позволяют однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении характеристик, где требуется указание конкретных показателей.
Кроме того, на основании пункта 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе заявка на участие в Аукционе должна содержать предложение участника закупки о цене контракта, что не соответствует части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащую Инструкцию, а также положение о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе предложения участника закупки о цене контракта, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 01.02.2023 по делу N П-23/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 февраля 2023 г. N П-23/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023