На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении БУ Омской области "Управление по охране животного мира" (далее - Заказчик), ГУКС Омской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку топлива моторного (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0152200004718001693) (далее - Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Запросе предложений.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 30.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.01.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с документацией о проведении Запроса предложений, протоколами, составленными при проведении Запроса предложений:
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 07.12.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 383 544,50 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 17.12.2018;
6) на участие в Запросе предложений поданы 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений - 19.12.2018;
8) победителем Запроса предложений признан Заявитель с предложением о цене контракта в размере 1 961 161 руб.;
9) Между Заказчиком и Заявителем заключен государственный контракт от 21.12.2022 N 170/СОБ (далее - Контракт).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Запросе предложений.
Частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 30.10.2018 установлен исчерпывающий перечень случаев возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
Частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83.1 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме должна содержаться информация, предусмотренная пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Заказчик в письменных пояснениях сообщил о том, что Запрос предложений проведен ввиду признания на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе несостоявшимся электронного аукциона с номером извещения в ЕИС 0152200004718001375 (далее - Аукцион).
Согласно документации о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 23 835,45 руб.
На заседании Комиссии установлено, что размер обеспечения заявки на участие в Запросе предложений составляет 23 835,45 руб.
Протоколом подведения итогов Запроса предложений от 21.12.2018 N ИП 0152200004718001693 установлено, что Заявитель является победителем Запроса предложений и Контракт заключается с ним в порядке, установленном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил о том, что Заказчик не разместил в ЕИС и на электронной площадке информацию о процедуре заключения контракта по итогам проведения Запроса предложений, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствовали основания для направления в банк информации, необходимой для осуществления разблокировки средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе предложений в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Контракт заключен в бумажном виде, при этом в ЕИС и на электронной площадке отсутствует информация о процедуре заключения Контракта в электронном виде.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Контракт заключен и исполнен в 2018 году, в связи с чем размещение процедуры заключения контракта в ЕИС и на электронной площадке не может быть осуществлено в срок, установленный Законом о контрактной системе, что нарушает часть 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Также письмом от 27.01.2023 N 28/5504/23 обращение Заявителя направлено в Омское УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, в части неосуществления действий по заключению Контракта в ЕИС и на электронной площадке.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать нарушение части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2023 г. N П-29/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023