Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" - _, действующей на основании доверенности б/н от 02.02.2023 года (со сроком действия до 31.12.2023 года);
Общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "_" - _., действующей на основании решения единственного участника Общества с ограниченной ответственностью "_" N07/22 от 25.11.2022 года; _, действующей на основании доверенности N25/22 от 07.12.2022 года (со сроком действия до 31.12.2023 года), участвующей в рассмотрении дела N013/06/104-33/2023 до перерыва;
06 февраля 2023 года рассмотрев в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи обращение Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "_", генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "_"_ на основании приказа Мордовского УФАС России N295/22 от 07.12.2022 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30 января 2023 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении _. в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме N0809500000322003467 на разработку проектной документации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в сфере здравоохранения "ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский онкологический диспансер" (реконструкция существующего здания), г. Саранск" (далее - Конкурс)
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "_", генерального директора ООО "_ письмом от 01.02.2023 года NДМ/308/23 назначено к рассмотрению на 03 февраля 2023 года на 12 часов 00 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "_" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вх.N391-ЭП/23 от 31.01.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru (номер реестровой записи: 202300109157000028).
Мордовским УФАС России до рассмотрения дела по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв, заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе в 16 часов 30 минут 06 февраля 2023 года.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "_" от заключения контракта по результатам проведения Конкурса и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
20.12.2022 года государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N0809500000322003467 о проведении Конкурса (изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 29.12.2022 NИИ1 в ред. N2).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 63 011 152,73 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 11.01.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 13.01.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.01.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2023 NИЭОК1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного конкурса срока подачи заявок 09:00 11.01.2023 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном конкурсе под идентификационным номером 1. На основании пункта 3 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляется. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Законом о контрактной системе в порядке, установленном Законом о контрактной системе, предложившим цену контракта 62 785 000 рублей, и заявка которого соответствует положениям извещения о проведении Конкурса (размещен на сайте Единой информационной системы в сфере закупок - 12.01.2023 16:11 (МСК)).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Государственное казенное учреждение "_" во исполнение требований части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 16.01.2023 12:03 (МСК), следовательно, ООО "_.", руководствуясь положениями части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 23.01.2023 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта (в размере 18 903 345,82 рублей), либо протокол разногласий, либо отказ от заключения контракта.
23.01.2023 года ООО "_." размещен протокол разногласий в части раздела проекта контракта "Адреса, реквизиты и подписи сторон".
Согласно пункту 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Заказчиком во исполнение приведенных положений Закона о контрактной системе 25.01.2023 года на сайте Единой информационной системы размещен доработанный проект контракта.
Часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе предусматривает, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
26.01.2023 года победителем Конкурса - ООО "_." подписан усиленной электронной подписью проект контракта.
В силу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Из протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 30.01.2023 года следует, что в срок, установленный для заключения контракта - 30.01.2023 года (с учетом размещения участником закупки протокола разногласий от 23.01.2023 года), победитель закупки разместил в единой электронной системе и на электронной площадке платежное поручение N16 от 26.01.2023 года, но фактически не представил обеспечение исполнения контракта в размере 18 903 345,82 рублей, поскольку на дату подписания Заказчиком контракта денежные средства не поступили на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
В материалы настоящего дела Заказчиком представлены выписки из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N05092002030 за 26.01.2023 года, за 27.01.2023 года, за 30.01.2023 года, подтверждающие отсутствие поступления денежных средств в размере 18 903 345,82 рублей.
Учитывая изложенное, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в связи с невыполнением в установленные сроки Обществом требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, на основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе правомерно ООО "_" признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 30.01.2023 NППУ20_1, размещен на сайте Единой информационной системе - 30.01.2023 21:58 (МСК)).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 30.01.2023 года.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители ООО "_", поддержав позицию, изложенную в объяснениях (вх.N428-ЭП/23 от 02.02.2023 года), пояснили, что Общество не намеревалось уклоняться от заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так Обществом в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, подписан размещенный на сайте единой информационной системы проект государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в сфере здравоохранения "ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский онкологический диспансер" (реконструкция существующего здания), г. Саранск". Победитель закупки предпринимал попытки получения независимой гарантии, однако получив решение от банка об отказе в выдаче независимой гарантии, внес на банковский счет АО "_" денежные средства в размере 18 903 345,82 рублей для перечисления в качестве обеспечения исполнения контракта на указанный Заказчиком счет. Однако банк по неизвестной Обществу причине не исполнил обязательства по перечислению указанных денежных средств на расчетный счет Заказчика, отказав ООО "_." в данной транзакции. Об указанных обстоятельствах Победитель уведомлял Заказчика.
Обществом в подтверждение своей позиции в материалы дела представлены: платежное поручение N16 от 26.01.2023 года на сумму 18 903 345,82 рублей (вид платежа - электронно) с отметкой банка "проведено: 27.01.2023"; выписка из лицевого счета за 27.01.2023 года; переписка сотрудников Общества посредством мессенджера "WhatsApp", а также электронной почты; реестр гражданско-правовых договоров, заключенных ООО "ПСК "_".
В связи с данными обстоятельствами, представитель Общества просит не включать информацию об ООО "ПСК "_" и его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, настаивал на включении сведений в отношении ООО "ПСК "_" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных Обществом возражений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Так уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник процедуры закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения государственного контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Кроме того, принимая решение об участии в процедуре государственной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен учитывать специфику документооборота на электронной площадке, единой информационной системе и сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Принимая решение об участии в Конкурсе и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность заключения контракта.
Как следует из материалов дела извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000322003467 с приложениями были размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в сроки, установленные Законом о контрактной системе, были доступны для ознакомления в течение срока подачи заявок. ООО "_" были известны все условия заключения контракта. Участие Общества в рассматриваемой закупке является добровольным, следовательно, подавая заявку на участие в Конкурсе, Общество оценило свои возможности по заключению и исполнению контракта, согласилось со всеми его условиями и осознавало наступление определенных последствий своих действий (бездействий), в том числе и неблагоприятных.
Комиссия Мордовского УФАС России критически относится к представленным Обществом документам, как доказательствам добросовестного отношения участника к действиям по подписанию контракта, поскольку переписка Победителя с посредством мессенджера "WhatsApp", а также электронной почты не является надлежащим доказательством по делу, так как она никем не заверена, нотариально не удостоверена, определить лиц, участвовавших в переписке, их полномочия из представленной переписки не представляется возможным; в реквизитах контрагента - Заказчика, указанных в выписке из лицевого счета от 27.01.2023, допущены технические ошибки.
Напротив, Комиссия отмечает, что победитель электронного Конкурса - ООО "ПСК "_" не представил бесспорных доказательств (документов и сведений), позволяющих сделать однозначный вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок (вследствие действий непреодолимых сил и их последствий или по вине третьих лиц).
В рассматриваемом случае Обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при участии в закупке в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, в связи с чем поведение победителя закупки при заключении контракта по результатам Конкурса не отвечает требованиям добросовестности и разумности.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России подтвержден факт недобросовестного поведения Победителя закупки, выразившийся в неисполнении требований, предусмотренных извещением о проведении Конкурса и требований Закона о контрактной системе, в части предоставления обеспечения исполнения контракта, что является основанием для включения сведений об ООО "ПСК "_" и его генеральном директоре _ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Мордовия" в отношении _ в связи с уклонением от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме N0809500000322003467 на разработку проектной документации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в сфере здравоохранения "ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский онкологический диспансер" (реконструкция существующего здания), г. Саранск", включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 6 февраля 2023 г. N 013/06/104-33/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023