Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N6" (далее - Заказчик);
ИП Хрипунов М.В. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2221-ЭП/23 от 27.01.2023) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку одежды (извещение номер 0372200070823000004) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.01.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200070823000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 622 504,57 рублей.
В жалобе ИП Хрипунов М.В. указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.01.2023 NИЭА1 (размещен в ЕИС 25.01.2023 в 17 часов 22 минут) (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, по следующим основаниям:
"на основании п.1 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Заявка не соответствует п. 2.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению извещения об осуществлении закупки, а именно:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
1)Позиция 11 (Брюки спортивные тип 1.) - значение показателя "Пояс - вид: на резинке, с завязками" указано не в соответствии с инструкцией.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Пояс - вид:
Требования к значениям показателя: на резинке, с завязками
В заявке:
Наименование показателя: Пояс - вид:
Значение показателя: на резинке, с завязками
Комментарий: В соответствии с Инструкцией:
13. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
2)Позиция 14 (Костюм спортивный тип 1.) - значение показателя "Силуэт куртки - вид требуется: прямой, приталенный" указано не в соответствии с инструкцией.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Силуэт куртки - вид требуется
Требования к значениям показателя: прямой, приталенный
В заявке:
Наименование показателя: Силуэт куртки
Значение показателя: прямой, приталенный
Комментарий: В соответствии с Инструкцией:
4. наименование товара, единица измерения, а так же наименование показателя предоставляются в заявке в неизменном виде; "требоваться (-уются)/ (-уется)", "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть", "должно (-ен) (-на) (-ны)", "необходим", "необходимо (-ма)/ (-мы)", "нужен", " нужно (-ны), (-на)" не являются частью наименования и не должны быть представлены в заявке участника, так как данные слова и словосочетания в заявке участника не указывают на фактическое наличие указанной характеристики;
13. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
3) Позиция 15 (Костюм спортивный тип 2) - значение показателя "Центральная застежка - исполнение: с ветрозащитной планкой и без ветрозащитной планки" указано не в соответствии с инструкцией.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Центральная застежка - исполнение:
Требования к значениям показателя: с ветрозащитной планкой и без ветрозащитной планки
В заявке:
Наименование показателя: Центральная застежка - исполнение:
Значение показателя: с ветрозащитной планкой и без ветрозащитной планки
Комментарий: В соответствии с Инструкцией:
13. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
4) Позиция 18 (Куртка.) - указан не полный состав утеплителя.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Натуральный утеплитель: содержание пуха
Требования к значениям показателя: не менее 70 %
Наименование показателя: Натуральный утеплитель: содержание пера
Требования к значениям показателя: не более 30 %
Наименование показателя: Утеплитель должен быть:
Требования к значениям показателя: натуральный или синтетический
В заявке:
Наименование показателя: Натуральный утеплитель: содержание пуха
Требования к значениям показателя: "не предоставлено"
Наименование показателя: Натуральный утеплитель: содержание пера
Требования к значениям показателя: 20 %
Наименование показателя: Утеплитель:
Требования к значениям показателя: натуральный)
Основание для признания заявки не соответствующей -п. 1) ч. 12 ст. 48 (пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43, пп.а) п 1 ч. 5 ст. 49) Закона о контрактной системе.".
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложения N 1 к Описанию объекта закупки к Извещению об осуществлении закупки.
В отношении товара по позиции 11 "Брюки спортивные тип 1." Заказчиком установлено ряд требование, в том числе:
"Наименование показателя: Пояс - вид:
Требования к значениям показателя: на резинке, с завязками".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложено следующее:
"Наименование показателя: Пояс - вид:
Значение показателя: на резинке, с завязками".
В представленных возражениях Заказчик пояснил, что, по его мнению, участники должны были руководствоваться следующим пунктом инструкции:
"в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;".
Ввиду отсутствия однозначных указаний о предоставлении сведений о спорном показателе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для субъективного применения инструкции при рассмотрении сведений о конкретных показателях и, следовательно, имела основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае установления аукционной комиссией хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием заявки участника закупки требованиям извещения об осуществлении закупки, в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией УФАС не проводится.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе размещена Заказчиком в составе извещения в виде отдельного файла, содержащего требования к описанию участниками закупки предлагаемых ими товаров.
В частности, Заказчиком установлены следующие правила:
"Порядок описания показателей (характеристик) товара, предлагаемых участником закупки:
1. в случае, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "не "), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "макс", "максимально (-ная)/ (- ное) / ( -ный)", "наибольшая (-ий)/ (-ее)", "больший (-его)", "значение (-ию)", "максимальному", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение не больше и не равное установленного в требовании к значению показателя числа без использования "не
"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение;
2. в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "не менее", "не ниже", "свыше", "не <"), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", "минимум", "номинальный", "номинальная" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение не меньше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "не менее", "не ниже", "свыше", "не <" руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения;
3. в случае установления в наименовании показателя слов из конкретного перечня "назначение", "тип", "применение", "изготовлено", "получение", "состоит", "род" при этом наименование показателя содержит и/или не содержит двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя, по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде - участник в заявке предоставляет наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения в неизменном виде; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
4. наименование товара, единица измерения, а так же наименование показателя предоставляются в заявке в неизменном виде; "требоваться (-уются)/ (-уется)", "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть", "должно (-ен) (-на) (-ны)", "необходим", "необходимо (-ма)/ (-мы)", "нужен", " нужно (-ны), (-на)" не являются частью наименования и не должны быть представлены в заявке участника, так как данные слова и словосочетания в заявке участника не указывают на фактическое наличие указанной характеристики;
5. в случае если в наименовании показателя установлено несколько различных условий и/или характеристик и/или свойств товара , то требование установлено для каждого условия и/или характеристики и/или свойства товара и участникзакупки должен указать в заявке значения для каждого условия
и/или
характеристики и/или свойства исходя из положений данной инструкции. Пример показателя: длина и ширина изделия: более 100 мм. Пример значений, которые может указать участник в данном случае: длина и ширина изделия: - 140 мм (длина изделия), 110 мм (ширина изделия). В случае, если участником будет установлено одно конкретное значение в заявке, без явного указания, что
оно соответствует для всех условий и/или характеристик и/или свойств товара, то комиссией это будет расцениваться как предоставление сведений для первого условия и/или характеристики
и/или свойства товара, и как непредставление конкретного значения для остальных условий
и/или характеристик и/или свойств товара;
6. в случае установления в наименовании показателя "требоваться (-уются), (-уется)" - то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить значение указанное в требовании к значению показателя в неизменном виде, без использования в заявке "требоваться (-уются), (-уется)", так как "требоваться (-уются), (-уется)" в заявке не указывает на конкретность предлагаемого значения в заявке; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
7. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "от_ - не более_", "более_ - не более_", "выше_ - не >_", "более_ и до_", "от_ и до_", "выше_ и не более_" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и не больше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировки (- ка)", "регулируемого", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не больше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
8. в случае установления требования к значению показателя с применением "или" и/или "либо" или "и/или" при этом наименование показателя содержит двоеточие, то показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений из установленных в требовании кзначению показателя,и потребностям
Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (
что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика
); в случае использования "или", "либо" участник закупки в заявке на
участие в
закупке обязан указать
один из вариантов значений показателя, а в случае использования "и/или" - участник закупки обязан указать не менее одного варианта значения показателя, включая первое из вариантов значений; выбрав одно или несколько из вариантов значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя; для показателей, которые установлены для других вариантов значений, участник указывает вместо значения показателя слова
знаки: "не определяется", "
не нормируется
", "Х"; руководствуясь данным положением инструкции при предоставлении информации в заявке участник должен предоставить одно или несколько из вариантов значений без использования "либо", "или" и/или "и/или"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
9. в случае, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "менее"), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "макс", "наибольший (-ая)/ (-ее)", "больший", "большего", "значение (-ию)", "номинальное (-ная) / (- ный)", "max", "максимальному" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение меньше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "менее"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение;
10. в случае, если показатель не содержит указаний на то, что он относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение либо к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений, либо к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения, то данный показатель относится к показателю по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде - участник в заявке предоставляет наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения в неизменном виде;
11. в случае установления в наименовании показателя "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть:" - то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить значение указанное в требовании к значению показателя в неизменном виде, без использования в заявке "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть", так как "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть" в заявке не указывает на конкретность предлагаемого значения в заявке; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
12. в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "от", "выше", "не ", "более"), при этом наименование показателя содержит двоеточие или не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", "минимум", "min" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение больше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "от", "выше", "не
", "более" руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения;
13. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
14. в случае если установлено требование о соответствии товара взаимоисключающим нормативно-техническим документам, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений, соответственно товар должен соответствовать тому нормативно-техническому документу, который распространяется на товар в соответствии со значениямипоказателей которого данный товар выбран участником для предоставления в заявке на участие; в этом случае участнику следует предоставить в заявке соответствие товара конкретной нормативно - технической документации, которая распространяется именно на данный товар; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
15. при предоставлении информации в заявке участникам необходимо учитывать, что согласно положениям, ст. 33 Закона о контрактной системе, один и тот же показатель не может относиться к нескольким видам показателей, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, соответственно Заказчиком описаны все слова, словосочетания, знаки и символы, которые указывают на тот или иной вид показателя, а также указаны приоритеты одних положений инструкции над другими, что позволяет указать информацию в заявке в соответствии с Законом;
16. в случае, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "не более", "до", "не выше", "не >"), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", "номинальный (-ная) / (- ное)" "значением", "номинальному", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение не больше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "не более", "до", "не выше", "не >"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение;
17. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не менее_ - не более_", "не <_ - не более_", "свыше_ не выше_", "не ниже_ и до_", "свыше_ и не >_", "не менее_ и не >_", "не <_ и до_", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и не больше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не больше или меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
18. в случае, наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (-мого) / (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не <_ и менее_", "не менее_ менее_", "не ниже_ - менее", "не менее
- не
", "не ниже
и не
",
свыше
- не
- данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
19. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "выше_ менее_", "от_ и менее", "не
- менее
", "выше
- не
", "более
и менее
",
от
не
- данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения (- ям)", "регулируемого" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
20. в случае установления в показателе "не", "допускается", "менее" или "не", "допускается", "более" - то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить значение указанное в требовании к значению показателя в неизменном виде; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;"
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки не содержит требований, которые бы были выражены с использованием всех вышеуказанных слов и символов, а, следовательно, указанные положения инструкции не применяются при заполнении заявок на участие в рассматриваемом аукционе.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. В свою очередь, анализ положений указанной части извещения позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также факт отклонения 10 из 12 поданных заявок за применение ими не верного положения инструкции, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хрипунов М.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N6"
Приморское ш., 675, п. Смолячково,
Санкт-Петербург, 197729
тел.: 7-812-4332498
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: +7 (495) 787-29-98
ИП Хрипунов М.В.
г. Ивантеевка, Московская область,
7263489@mail.ru
тел.: 79055381130
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-350/23
02.02.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-350/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N6" - и аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200070823000004;
- внести изменения в извещение о проведении аукциона, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200070823000004 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200070823000004 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.03.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2023 г. N 44-350/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023