Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 49" Пушкинского района (далее - Заказчик): по доверенности,
в отсутствие представителя ИП Харитонова Андрея Аркадьевича (далее - Участник, Исполнитель): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2350-ЭП/23 от 30.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в СПБ ГБУЗ ДГП N 49 во втором полугодии 2022 г. (извещение N 0372200052122000169),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в СПБ ГБУЗ ДГП N 49 во втором полугодии 2022 г. (извещение N 0372200052122000169) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 521 340,83 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.07.2022 N ИЭА1победителем Аукциона признан ИП Харитонов Андрей Аркадьевич.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Харитоновым Андреем Аркадьевичем заключен государственный контракт N 0372200052122000169 от 25.07.2022 на сумму 285 966,50 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 Контракта предусмотрено его расторжение по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 17.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Харитоновым Андреем Аркадьевичем в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Харитоновым Андреем Аркадьевичем устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
ИП Харитонова Андрей Аркадьевич не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что Исполнителем в процессе проведения первичных обследований были выявлены, по всем адресам объектов, ряд неисправностей не позволяющим нормальному функционированию КСОБ, кроме объекта расположенного по адресу г. Пушкин, Софийский бульвар, д. 28, так как в связи с ремонтно-отделочными работами, проводимыми на объекте, предыдущей обслуживающей организацией система была выведена из работоспособного состояния и частично демонтирована. В первые же месяцы обслуживания исполнителем, без заявок со стороны заказчика, были проведены ремонтно-восстановительные работы (далее -РВР), по всем КСОБ находящимися в работоспособном состоянии. По итогам РВР, бала восстановлена нормальная работоспособность всех КСОБ на объектах. В результате было существенно сокращено количество ложных срабатываний КСОБ, до состояния не более одного ложного срабатывания в месяц.
12.12.2022 от Заказчика поступила заявка на восстановление КСОБ до 16.12.2022 с формулировкой: "В связи с окончанием ремонтных работ на объекте СПб ГБУЗ ДГПN49 по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Софийский бульвар, дом 28, литера А, прошу Вас: - до 16.12.2022 восстановить работоспособность АПС и СОУЭ по данному адресу; - провести внеплановое техническое обслуживание КСОБ и проверку прохождения сигналов на пульт дежурной службы СПб ГКУ ГМЦ СПб; - оформить и представить заказчику соответствующие документы (Акт-наряд, Журнал регистрации работ по ТО и ТР)".
После получения заявки на ремонтно-восстановительные работы специалистами, прибывшими на объект, было установлено, что ремонтно-отделочные работы на объекте по факту не завершены. В тех помещениях, где ремонт был завершён, монтажные работы по восстановлению АПС и СОУЭ были выполнены. О том, что ремонтно-отделочные работы завершены не во всех помещениях, представителю заказчика сообщалось по телефону.
Так же ремонтно-отделочные работы не были завершены и по состоянию на 16.12.2022.
28.12.2022 представитель Заказчика, через мессенджер "WhatsApp", сообщил о полном завершении ремонтных работ в помещениях объекта, то есть за три рабочих дня до окончания Контракта.
Однако ремонтно-отделочные работы не были завершены и 30.12.2022, 04.01.2023, 09.01.2023. По факту во всех помещениях ремонтно-отделочные работы были завершены только к 12.01.2023. Данный факт существенно препятствовал к проведению РВР КСОБ на объекте. Кроме того, в процессе работ по восстановлению КСОБ на объекте, неоднократно поступали заявки по демонтажу КСОБ в помещениях объекта, подготавливаемых к проведению ремонтно-отделочных работ. Последняя заявка устно на демонтаж элементов КСОБ на 1-ом этаже объекта поступила 22.12.2022, т.е на четвертый день после срока, установленного Заказчиком на окончание РВР на объекте. Следующая заявка на монтаж и РВР на объекте Заказчиком была сформирована по телефону 28.12.2022, т.е. за три рабочих дня, до окончания действия Контракта. Несмотря на то, что срок действия Контракта истек 31.12.2022, Исполнителем был организован выход на объект специалистов, для проведения РВР 04, 09, и 12 января 2022 года. В ходе которых было выявлено ряд неисправностей, возникших в следствии не добросовестного монтажа КСОБ, выполненного до 01.08.2022, предыдущей обслуживающей компанией. Так в помещении N304 - монтаж КСОБ вообще не проводился, в помещении N305 - выполнен фиктивно (не произведено расключения контактов АЛС), в помещении N306 - монтаж выполнен с нарушением ТТХ (допущена переполюсовка контактов АЛС). Произведенными пусконаладочными работами 12.01.2023, была восстановлена работоспособность АЛС2 системы. Произвести восстановление работоспособности AJIC1 не представилось возможным, в связи с многочисленными неисправностями на всей протяженности АЛС1, так как ранее демонтажные и монтажные работы по КСОБ в помещениях 1-го этажа и подвального помещения, находящиеся в ответственности AJIC1, проводились до 01.08.2022, предыдущей обслуживающей компанией. Кроме того, 12.01.2023, ответственным лицом по объекту была найдена еще одна коробка с оборудованием АПС и СОУЭ демонтированное ранее, скорее всего еще до 01.08.2022. Для проведения РВР по AJIC1 необходимо полное 100% обследование всей линии и контактных групп по AJIC1, которая насчитывает более двухсот точек соединения. Кроме, того заявка от 12.12.2022 за N1909, является недействительной по следующим причинам:
1. Заявка противоречит фактическому состоянию объекта, так как в заявке заказчик указывает, что ремонтные работы завершены, а фактически они еще продолжались, кроме, того помимо того, как в одних помещениях работы завершались, в других помещениях они наоборот начинались.
2. В заявке не указан объем работ, отсутствует характеристика состояния КСОБ на объекте и локально-сметный расчет на объем выполняемых работ.
3. Непонятно, каким образом произведен и установлен срок на РВР, так же срок не согласован с исполнителем работ.
4. В связи с тем, что в акте отсутствует характеристика состояния КСОБ на объекте, отсутствует расчет объема необходимых работ по монтажу демонтированного оборудования, Заказчик обязан был произвести прием-передачу объекта по акту, чего сделано не было.
Документы, о проведенных работах в декабре 2022 года Исполнителем предоставить в установленном порядке не представилось возможным, в связи с тем, что представитель Заказчика, неоднократно вводил в заблуждение Исполнителя, указывая в заявках по телефону, о том, что ремонтные работы на объекте были завершены, которые в свое время фактически продолжались.
По данному факту Заказчику было направлено возражение на его решение об отказе об исполнении Контракта в одностороннем порядке и предложение о создании согласительной комиссии, для разрешения указанных выше вопросов и разногласий, однако ответа от Заказчика на возражение получено не было.
В настоящее время в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Участником подано исковое заявление, о признании решения Заказчика об одностороннем отказе об исполнении контракта недействительным.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Харитонова Андрея Аркадьевича в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Поставщика предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ИП Харитонова Андрея Аркадьевича в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Харитонова Андрея Аркадьевича (ИНН: 780711331401) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2023 г. N РНП-78-208/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023