Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ИП Блиновой Н.А. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 2361-ЭП/23 от 30.01.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем автоматизации и тепломеханического оборудования автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с узлами учета тепловой энергии, включая подготовку к отопительному сезону, в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждение здравоохранения "Клиническая инфекционная больница имени С.П. Боткина" в 2023 году (извещение номер 0372200168123000001) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.01.2023 единой информационной системе, номер извещения 0372200168123000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 539 041,00 рублей.
В жалобе ИП Блинова Н.А. указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к извещению о проведении аукциона.
Данным разделом извещения предусмотрены, в том числе, следующие требования: "Монтажная длина: 28020 мм", "Потребляемая мощность должно быть от 440
.
740 Вт", "Частота питающей сети должно быть 50 Гц \ 60 Гц" и "Габаритные размеры (ШхВ) должно быть более 360х200 мм".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих количество участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении (документах) инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии по осуществлению закупок.
Согласно пояснениям представителя Заказчика:
"В соответствии с инструкцией по предоставлению сведений о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, установленной заказчиком в части 6.1 раздела 6 (инструкция о предоставлении сведений о характеристиках предлагаемого участником закупки товара) приложения N 1 (информационная карта электронного аукциона) к извещению о проведении электронного аукциона (далее также - Инструкция), определено следующее:
"В случае установления минимального и максимального значения показателя товара с использованием словосочетаний/символов "от _ до _", "_", находящихся после знака ":", участник закупки в заявке на участие в закупке обязан указать интервальное количественное (числовое) значение такого диапазона (без использования словосочетаний/символов "от _ до _", "_"), нижняя граница которого не меньше и не равна минимальному значению, верхняя граница не превышает и не равна максимальному значению указанного показателя товара".
В связи с этим участник закупки должен применить указанное положение Инструкции и указать конкретное интервальное значение (например, "Монтажная длина: 285-295 мм".
Необходимость предоставления такого интервального значения обусловлена тем, что сведения об оспариваемой характеристике товара, указанные в паспортах и иных информационных источниках, содержат различные варианты монтажной длины. В этой связи указание интервального значения позволяет участнику закупки на этапе поставки товара предложить товар, который присутствует в это время на товарных рынках Российской Федерации (в связи с быстро меняющимися условия ассортимента товаров из-за введенных со стороны недружественных Российской Федерации стран ограничительных мер экономического характера (санкций) с любым конкретным значением, находящимся в представленном в составе заявки интервале.
В соответствии с Инструкцией заказчиком установлено следующее:
"При установлении заказчиком в Приложении N2 минимального и максимального значения, в случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями не может быть выражен одним численным значением, в случаях когда заказчиком используется обозначение "_." с сочетанием слов и знаков: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от, , не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
, участник закупки указывает минимальное значение (не содержащее слов и знаков: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от,
) и максимальное значение (не содержащее слов и знаков: не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
) из возможных значений диапазона (интервала) показателя товара, установленных в извещении и соответствующие выбору участника.
В случае установления (определения) в Приложении N2 соответствующего минимального значения показателя товара (минимум, не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от, ) участником закупки в заявке должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньшее установленного в Приложении N2 минимального значения указанного показателя товара.
В случае установления (определения) в Приложении N2 соответствующего максимального значения показателя товара (максимально, не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше, ) участником закупки в заявке должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не превышающее установленного в Приложении N2 максимального значения указанного показателя товара".
В соответствии с указанными положениями Инструкции участник закупки должен указать диапазонное значение, крайние значения которого не входят в установленный заказчиком диапазон значений (например, "Потребляемая мощность 440-740 Вт").
В соответствии с Инструкцией заказчиком установлено следующее:
"Во всех случаях, порядок заполнения или вид которых прямо не перечислен в настоящей инструкции, требования к показателям товаров установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям извещения".
Инструкция не содержит конкретнее правило о предоставлении участником закупки характеристик поставляемого товара, в отношении которого установлено значение, содержащее символ "\". Таким образом, указанная характеристика товара установлена в виде значения, которое не может изменяться.
Необходимость предоставления указанной характеристики в виде двойного значения, которое не может изменяться (50 Гц\60 Гц), обусловлена тем, что эксплуатация поставляемого товара возможна в двух частотах: либо 50 Гц, либо 60 Гц, в зависимости от региона производства товара (например, 50 Гц - страны СНГ, а 60 ГЦ - Бразилия, Япония).
В соответствии с Инструкцией заказчиком установлено следующее:
"Во всех случаях, порядок заполнения или вид которых прямо не перечислен в настоящей инструкции, требования к показателям товаров установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям извещения".
Инструкция не содержит конкретнее правило о предоставлении участником закупки характеристик поставляемого товара, в отношении которого установлено значение в виде "более А х Б". Таким образом, указанная характеристика товара установлена в виде значения, которое не может изменяться.
Необходимость предоставления указанной характеристики в виде значения, которое не может изменяться обусловлена тем, что сведения об оспариваемой характеристике товара, указанные в паспортах и иных информационных источниках, содержат различные варианты габаритных размеров. В этой связи указание неизменяемого значения, содержащего только нижнюю границу размеров (более 360х200 мм), позволяет участнику закупки на этапе поставки товара предложить товар, который присутствует в это время на товарных рынках Российской Федерации (в связи с быстро меняющимися условия ассортимента товаров из-за введенных со стороны недружественных Российской Федерации стран ограничительных мер экономического характера (санкций) с любым конкретным значением, не меньшим установленного заказчиком значения, позволяющим монтировать и эксплуатировать поставленный товар".
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком были использованы показатели, которые отражают его действительную потребность, при этом инструкция по заполнению заявки содержит исчерпывающий перечень указаний о предоставлении сведений в отношении объекта закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются несостоятельными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2023 г. N 44-358/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023