Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" (далее - Заказчик):
ООО "ОО "ЕВРОГАРД" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2357-ЭП/23 от 30.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации и обеспечению охраны объекта и (или) имущества, осуществлению внутриобъектового и пропускного режима в 2021-2022 годах (извещение N 0172200001420000143),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.12.2020 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и обеспечению охраны объекта и (или) имущества, осуществлению внутриобъектового и пропускного режима в 2021-2022 годах (извещение N 0172200001420000143) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 16 644 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.12.2020 N 0172200001420000143-2-1 победителем Аукциона признано ООО "ОО "ЕВРОГАРД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ОО "ЕВРОГАРД" заключен государственный контракт N 10/21 от 14.01.2021 на сумму 9 070 980,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с п. 2 ст. 407 ГК РФ и ст. 450.1 ГК РФ и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Участником условий настоящего Контракта:
- в случае нарушения Участником сроков оказания услуг более чем на 10 дней;
- в случае неоднократного, то есть более двух раз, нарушения сроков оказания услуг;
- в случае оказания услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- в случае установления факта проведения ликвидации Участника или проведения в отношении него процедуры банкротства;
- в случае если у Участника имеется задолженность по начисленным налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ОО "ЕВРОГАРД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался оказать услуги по организации и обеспечению охраны объекта и (или) имущества, осуществлению внутриобъектового и пропускного режима в 2021-2022 годах (далее - Услуги).
Согласно п. 3.4 Контракта качество и безопасность оказываемых услуг должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе:
- Федеральный закон "О ведомственной охране" от 14.04.1999 N 77-ФЗ;
- Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" 11.03.1992 N 2487-1;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности";
- иные действующие нормативные документы.
Качество услуг должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода (обязательные требования), либо превышать требования к качеству услуг по сравнению с обязательными требованиями.
Пунктом 3.5 Контракта установлено, что работники Участника обязаны подчиняться общим правилам внутреннего трудового распорядка, установленного в учреждении Заказчика, соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности.
В ходе исполнения Контракта сотрудники ООО "ОО "ЕВРОГАРД" неоднократно нарушали правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, охраны труда.
Так, сотрудники ООО "ОО "ЕВРОГАРД" появлялись в состоянии алкогольного опьянения, допускали поджог электроприборами, находились регулярно на сменах двое суток через двое, несмотря на то, что такой режим работы запрещен Контрактом и трудовым законодательством Российской Федерации (претензии: от 30.09.2022, 19.10.2022, 03.11.2022, 08.11.2022, 09.11.2022).
По выявленным нарушениям Заказчиком проводились беседы с руководством ООО "ОО "ЕВРОГАРД" о необходимости подбора квалифицированного персонала, неоднократно посылались претензии с требованием о выплате штрафа.
ООО "ОО "ЕВРОГАРД" выплачивали штраф, при этом возражений не присылали, что означает согласие Участника с тем фактом, что имелись неоднократные нарушения условий Контракта.
Более того, ООО "ОО "ЕВРОГАРД" не предпринято никаких усилий по замене неквалифицированного персонала.
Так, приемлемый срок для устранения нарушений условий Контракта - на следующий день после обнаружения нарушений о несоответствии сотрудников и их действий условиям Контракта.
ООО "ОО "ЕВРОГАРД" за месяц (октябрь-ноябрь) не приняло никаких мер по устранению нарушений. Более того, сотрудники, нанятые для охраны учреждения Заказчика, спровоцировали вызов аварийных служб (появление в ЖК N 13 охранника в голом виде с признаками алкогольного опьянения).
Учитывая вышеизложенное, Заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.11.2022, а получено Участником 20.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.01.2023, т.е. в день получения Участником Решения Заказчика.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в обоснование Решения указаны Акты от 21.04.2022, 22.04.2022, 25.04.2022, при этом указанные акты составлены без участия полномочного представителя ООО "ОО "ЕВРОГАРД". Также указанные акты не содержат указание на срок устранения замечаний, таким образом со стороны Заказчика допущено существенное нарушение п. 3 ст. 1, п. 5 ст. 10, п. 1 ст. 330 ГК РФ, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно, Заказчик в нарушение условий п. 4.2 Контракта составлял односторонние акты о выявлении недостатков оказанных Услуг, в нарушение п. 4.2 Контракта срок выявленных недостатков не устанавливался, при этом данные, указанные Заказчиком в актах, не соответствовали фактическим обстоятельствам дела, составленные Заказчиком акты имеют противоречия, акты составлялись формально, без проведения надлежащей экспертизы. Вместе с тем Заказчик направил большую часть претензий после 10.11.2022, т.е. после принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
18.11.2022 Участник направил Заказчику письмо об исправлении недостатков N 255/11-22. Однако ответа получено не было.
18.11.2022 Участник трижды отправил Заказчику объяснения о характере и причинах сложившихся ситуаций. При этом ответ от Заказчика не был получен Участником.
21.11.2022 подписан Акт о снятии объекта Заказчика с охраны.
Дальнейшие действия в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком не были осуществлены.
31.12.2022 плановое окончание действия Контракта.
Претензии, изложенные Заказчиком, невозможно было проверить, так как уполномоченные представители Участника при конфликтных ситуациях не вызывались, Заказчик не извещал Участника и отсутствовала объективная возможность проверки изложенного Заказчиком. Соответственно, объективность каждой претензии не подтверждена иным, кроме словесного изложения.
Вместе с тем Заказчик, расторгнув Контракт в день получения Участником посредством ЕИС решения об одностороннем расторжении Контракта (20.01.2023), не предоставил Участнику десятидневный срок на устранение нарушений в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ОО "ЕВРОГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков.
По состоянию на 03.02.2023 сумма исполненных ООО "ОО "ЕВРОГАРД" и оплаченных Заказчиком обязательств по Контракту составляет 8 565 656,00 рублей из 9 070 980,00 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ОО "ЕВРОГАРД" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ОО "ЕВРОГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ОО "ЕВРОГАРД" (ИНН: 7811147092), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2023 г. N РНП-78-211/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023